Совсем недавно мы писали о двух «блинах комом» на танковую тему – к сожалению, успешными ленты «Несокрушимый» и «Танки» назвать было нельзя. Но бог любит троицу, с 1 января «Т-34» Алексея Сидорова бьёт все рекорды посещаемости. Чем он взял широкого зрителя?
Во-первых, историей. Её сжатостью и слитностью. Определённостью противостояния. Создатели, конечно, отталкивались от легендарного факта побега экипажа советского танка, служившего живой мишенью на фашистском полигоне. Но «Т-34» не ремейк замечательного советского фильма на эту тему. К «Жаворонку» Никиты Курихина (этот рано умерший режиссёр снял также замечательный «Последний дюйм») и Леонида Менакера («Завещание профессора Доуэля» и «Никколо Паганини») сценарий писали поэты Михаил Дудин и Сергей Орлов (автор великого стихотворения «Его зарыли в шар земной…»). В этой поэтической драме 1964 года советский механик-водитель захватывает танк на немецком полигоне, совершает дерзкий рейд по Германии и погибает, спасая немецкую девочку.
У прославившегося культовой «Бригадой» Алексея Сидорова советских сантиментов нет. Он следует законам, по которым делается современный блокбастер. Создателям важно, чтобы зрителями фильма были не только и не столько киноманы, воспитанные на шедеврах Чухрая, Бондарчука и Озерова, но и новое «непоротое поколение». А оно с девяностых было отдано на попечение марвеловских «мстителей», его воспитывали голливудские «супергерои» и сформировали-таки свои стереотипы восприятия.
Поединок двух Николаев – русского Коли (Александр Петров) и немецкого Клауса (Винценц Кифер) – захватывает с самого начала. Изумительно сняты сцены танкового боя. Возможности современной кинотехники и компьютерной графики позволили создать завораживающе динамичное зрелище. Собственно, фильм и состоит из двух потрясающих танковых битв, между которыми слегка провисает историческая и лирико-психологическая прокладка. Здесь нет (а может быть, режиссёру они не нужны) мощных характеров, сравнимых с сыгранными когда-то актёрами, знавшими, что такое война (например, Урбанским, Авдюшко, Быковым, Борисовым, не говоря уже об участвовавших в ней Папанове, Никулине, Смирнове…). Достоверен Виктор Добронравов в роли механика-белоруса, как, впрочем, и другие танкисты (Антон Богданов, Пётр Скворцов, Семён Трескунов), пехотинец-грузин (Гурам Баблишвили)…
Исполнитель главной роли – популярный, много снимающийся Александр Петров («Гоголь», «Sпарта», «Лёд», «Притяжение», «Звоните ДиКаприо!», «Фарца»), а сейчас в кинотеатрах ещё и премьера ТНТ-комедии «Полицейский с Рублёвки. Новогодний беспредел» с его участием (нехорошая всеядность). В «Т-34» Петров очень старается, но он... щупловат: и внешне, и, что гораздо важнее, внутренне. Непонятно, с чего это его герой такой крутой. Кто его научил, воспитал, что его заставило так бесстрашно идти до конца?
В «Т-34», к сожалению, нет сцен, по глубине и ярости сравнимых с потрясающей рукопашной из «Жизни и судьбы» Сергея Урсуляка – своей страшной правдой она выделяется из всего современного военного кинематографа. Степень остервенения солдат, градус их ненависти к врагу, вторгшемуся на нашу землю, объясняют, как сейчас говорят, мотивацию победителей.
А в «Т-34» герой получился какой-то абстрактно несгибаемый, смелый, гордый – невесть откуда взявшийся непобедимый супергерой. В финале он зачем-то подаёт руку поверженному врагу... У них был рыцарский поединок, а наш витязь не только могуч, но ещё и великодушен? К нацисту?
Возможно, я излишне придирчив. Все играют хорошо в этом танковом фэнтези, трогательна Ирина Старшенбаум, хотя роли практически нет, но её лирическая линия согревает суровое зрелище, великолепно снятое оператором Михаилом Милашиным. В финале абстрактный флёр спал, Окуджава запел «Бери шинель, пошли домой», а когда под титры пошли кадры с уцелевшими героями из их мирной, послевоенной жизни, думаю, у многих зрителей выступили слёзы. ′