Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 января 2019 г.
Телеведение

«Т-34» c Рублёвки

С третьей попытки русский танк пробил брешь в прокате

15 января 2019
«Т-34» c Рублёвки,

Совсем недавно мы писали о двух «блинах комом» на танковую тему – к сожалению, успешными ленты «Несокрушимый» и «Танки» назвать было нельзя. Но бог любит троицу, с 1 января «Т-34» Алексея Сидорова бьёт все рекорды посещаемости. Чем он взял широкого зрителя?

Во-первых, историей. Её сжатостью и слитностью. Определённостью противостояния. Создатели, конечно, отталкивались от легендарного факта побега экипажа советского танка, служившего живой мишенью на фашистском полигоне. Но «Т-34» не ремейк замечательного советского фильма на эту тему. К «Жаворонку» Никиты Курихина (этот рано умерший режиссёр снял также замечательный «Последний дюйм») и Леонида Менакера («Завещание профессора Доуэля» и «Никколо Паганини») сценарий писали поэты Михаил Дудин и Сергей Орлов (автор великого стихотворения «Его зарыли в шар земной…»). В этой поэтической драме 1964 года советский механик-водитель захватывает танк на немецком полигоне, совершает дерзкий рейд по Германии и погибает, спасая немецкую девочку.

У прославившегося культовой «Бригадой» Алексея Сидорова советских сантиментов нет. Он следует законам, по которым делается современный блокбастер. Создателям важно, чтобы зрителями фильма были не только и не столько киноманы, воспитанные на шедеврах Чухрая, Бондарчука и Озерова, но и новое «непоротое поколение». А оно с девяностых было отдано на попечение марвеловских «мстителей», его воспитывали голливудские «супергерои» и сформировали-таки свои стереотипы восприятия.

Поединок двух Николаев – русского Коли (Александр Петров) и немецкого Клауса (Винценц Кифер) – захватывает с самого начала. Изумительно сняты сцены танкового боя. Возможности современной кинотехники и компьютерной графики позволили создать завораживающе динамичное зрелище. Собственно, фильм и состоит из двух потрясающих танковых битв, между которыми слегка провисает историческая и лирико-психологическая прокладка. Здесь нет (а может быть, режиссёру они не нужны) мощных характеров, сравнимых с сыгранными когда-то актёрами, знавшими, что такое война (например, Урбанским, Авдюшко, Быковым, Борисовым, не говоря уже об участвовавших в ней Папанове, Никулине, Смирнове…). Достоверен Виктор Добронравов в роли механика-белоруса, как, впрочем, и другие танкисты (Антон Богданов, Пётр Скворцов, Семён Трескунов), пехотинец-грузин (Гурам Баблишвили)…

Исполнитель главной роли – популярный, много снимающийся Александр Петров («Гоголь», «Sпарта», «Лёд», «Притяжение», «Звоните ДиКаприо!», «Фарца»), а сейчас в кинотеатрах ещё и премьера ТНТ-комедии «Полицейский с Рублёвки. Новогодний беспредел» с его участием (нехорошая всеядность). В «Т-34» Петров очень старается, но он... щупловат: и внешне, и, что гораздо важнее, внутренне. Непонятно, с чего это его герой такой крутой. Кто его научил, воспитал, что его заставило так бесстрашно идти до конца?

В «Т-34», к сожалению, нет сцен, по глубине и ярости сравнимых с потрясающей рукопашной из «Жизни и судьбы» Сергея Урсуляка – своей страшной правдой она выделяется из всего современного военного кинематографа. Степень остервенения солдат, градус их ненависти к врагу, вторгшемуся на нашу землю, объясняют, как сейчас говорят, мотивацию победителей.

А в «Т-34» герой получился какой-то абстрактно несгибаемый, смелый, гордый – невесть откуда взявшийся непобедимый супергерой. В финале он зачем-то подаёт руку поверженному врагу... У них был рыцарский поединок, а наш витязь не только могуч, но ещё и великодушен? К нацисту?

Возможно, я излишне придирчив. Все играют хорошо в этом танковом фэнтези, трогательна Ирина Старшенбаум, хотя роли практически нет, но её лирическая линия согревает суровое зрелище, великолепно снятое оператором Михаилом Милашиным. В финале абстрактный флёр спал, Окуджава запел «Бери шинель, пошли домой», а когда под титры пошли кадры с уцелевшими героями из их мирной, послевоенной жизни, думаю, у многих зрителей выступили слёзы. ′

Тэги: Александр Кондрашов Александр Петров Ирина Старшенбаум Семн Трескунов Алексей Сидоров
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Всем сестрам по серьгам

    05.10.2022
  • Народный герой

    28.09.2022
  • Гений «озвучания»

    21.09.2022
  • Наши пришли

    14.09.2022
  • Ниспровергатель лжи

    24.08.2022
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Пророк в своём Отечестве

    102 голосов
  • Один мальчик очень хотел стать историком

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
  • Чудеса и потрясения

    92 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS