В клубе «Классики ХХI века» представили роман «Очевидец грядущего» и другие книги из серии «Странствия души. Проза Бориса Евсеева».
В Чеховской библиотеке, где давно и успешно действует клуб «Классики ХХI века», состоялся круглый стол, посвящённый книгам из серии «Странствия души. Проза Бориса Евсеева» (издательство «Эксмо», 2016 – 2018). В обсуждении приняли участие доктора и кандидаты филологических наук, писатели, учёные, педагоги.
Открыла круглый стол директор библиотеки имени Чехова Елена Пахомова. Она представила автора и упомянула о том, что в клубе «Классики ХХI века» всегда обсуждаются значимые и вызвавшие интерес книги: «Читатели нашей библиотеки интересуются творчеством Евсеева, следят за ним, чем не каждый современный автор может похвастаться». Затем последовало обсуждение книг.
Ольга Аминова, издатель, руководитель литературной школы «Флобериум», кандидат филологических наук, рассказала, как родилась серия: «В журнале «Юность» я прочитала небольшой роман «Офирский скворец», а затем на презентации в Русском ПЕН-центре услышала в исполнении автора куски из этого произведения. На меня эта вещь произвела очень сильное впечатление! «Офирский скворец», где есть исторические, современные, реальные и фантасмагорические пласты, несмотря на предельную краткость – по-настоящему эпичен. Тогда же я подумала: такому писателю как Евсеев, просто необходима авторская серия!».
Валерия Ахметьева, кандидат филологических наук, редактор серии, подробно остановилась на этих книгах и на творчестве автора в целом: «Писатель Евсеев – совершенно уникальное явление в нашей литературе. Я не могу назвать никого похожего, он стоит особняком. Можно находить предшественников, а теперь и последователей Евсеева, но это будут приблизительные аналогии. Повествование в рассказах «Казнённый колокол» мы напечатали в том же 2016 году, что и «Офирского скворца». Книга, что называется, пошла «с колёс», такой нужной и важной она мне показалась! Писательское осмысление гражданской войны на Донбассе тогда было просто необходимо. Кстати, с тех пор вещей подобной силы, написанных в художественной форме, так и не появилось. Затем – сборник рассказов «Сергиев лес». Новеллы Евсеева давно любимы читателем. И, наконец, замечательный роман «Очевидец грядущего». Роман в первую очередь жгуче современный, а уж затем исторический. Причём, никакой политики в этом романе нет!»
Анастасия Гачева, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН сказала: «Голоса русской религиозной философии – Владимира Соловьёва, Бердяева, Флоренского, конечно, звучат в этой серии. Но они переплавлены и представлены Евсеевым в собственном творческом ключе. Часто спрашивают: возможна ли философия в литературе? Именно Борис Евсеев являет собой писателя-мыслителя. Ткань его прозаических текстов глубоко философична. В библиотеке-музее имени Н.Ф. Фёдорова мы ведём «Диалоги о Фёдорове». И один из лучших диалогов прошёл с автором «Очевидца грядущего». Уникальность художественного слова в романе совершенно очевидна. Причём серия ещё и образует некую целостность. Объединяет её история России. От древней Руси – до времён Павла I и Николая II. При этом прошлое, настоящее и будущее существуют у автора не порознь, а вместе. Мы часто воспринимаем время последовательно. А в «Очевидце грядущего» настоящее время дано в неразрывной связке с будущим и прошлым! Такое новаторское взаимопроникновение времён в современной литературе я встречаю впервые. Именно такой подход позволил автору ярко представить в романе провидца Авеля… Мы живём под апокалиптическим гнётом! У Евсеева – другое. Он утверждает сам и через своих героев: от каждого человека зависит, как и куда двинется дальше наша История. В этом его колоссальная заслуга».
О народности языка Бориса Евсеева говорила поэт и литературовед, кандидат филологических наук Людмила Вязмитинова: «Народность можно понимать по-разному. Попытка Евсеева вернуть таинство народности в современную литературу кажется мне непридуманной и продуктивной. Я была поражена, как удалось посредством народного языка, передать в коротком рассказе «Арина-речь», живущий и сегодня русский дух! Ещё в прозе Евсеева присутствует поэзия народной сказки. Именно из сказок и сказаний, на глубине сливающихся с мифом, вырастают его тексты. Пожалуй, можно назвать этого автора – как это ни парадоксально звучит – современным сказителем. В этом – феномен творчества Бориса Евсеева. Аналогов в современной литературе я даже отдалённо не вижу».
Главный редактор журнала «Человек на Земле», литературовед, кандидат филологических наук Татьяна Сурганова выделила как одну из доминант серии – по-особому звучащий язык. «Это звуковая проза, которую актёрское чтение – а я только сегодня прослушала аудиокнигу с рассказами Бориса Тимофеевича – страшно портит! Книги Евсеева – это книги скрипача, имеющего абсолютный слух. Плоть этой прозы в первую очередь создают мелодика и ритм. Потому-то прозу Евсеева наполняет нечто «неназываемое». Именно это неназываемое и звучит как некое музыкальное сопровождение, плотно окружающее прозу Бориса Тимофеевича… Перечитывая книги из этой серии, я вдруг поняла один из стойких мотивов прозы Евсеева: мотив «сокрытого» царства. Будь то классический рай, «царство Божие внутри» нас, Офирское царство, или – как его назвал автор в одной из книг – «новая эфиросфера».
Зульфия Алькаева, поэт и эссеист, кандидат филологии, продолжила поднятые темы и поделилась собственными наблюдениями: «Три важнейших составляющих прозы Бориса Евсеева – поэзия, история и музыка. Метафоры, видоизменяясь и трансформируясь, проходят через все тексты автора. Причём метафоры эти особого рода: они не затемняют, как это иногда бывает, суть сказанного, а эту суть высветляют. «Вокальность» прозы Евсеева не оставляет вас ни на минуту. Вот поэтому у него в прозе – женщина-песнь. Поэтому и колокол звучит у него в текстах непрестанно: то отдалённо, то рядом. В «Казнённом колоколе» у этого звучащего чуда вырван язык, а звук всё равно не исчезает. Образность прозы Бориса Евсеева заслуживает отдельного разбора. Скажу только, что это отнюдь не «надуманная» образность, а самая что ни на есть естественная, хотя и сильно подзабытая образность народного русского языка!»
По ходу дискуссии выступили писатели, поэты, педагоги.
В частности, известный писатель Анатолий Курчаткин выделил аристократизм прозы Евсеева, как одно из главных достоинств. Анатолий Курчаткин сравнил это качество автора с манерой Юрия Казакова, с которым ему посчастливилось общаться.
Владимир Малютин, долгие годы руководивший журналом «Литературная учёба», вспомнил о «Романчике» Бориса Евсеева, который ещё в начале 2000-х покорил читающую публику: «Я уже тогда осознал: Евсеев – крупнейший писатель современности, которого именно поэтому нередко обходят премиями. Словно бы стараясь напомнить строптивому автору: а не высовывайся, зачем выделяться, когда кругом так много «сереньких»? Когда была учреждена Горьковская литературная премия, я сразу понял, – первым её должен получить по-настоящему значимый для литературы писатель. Борис Тимофеевич Евсеев за «Романчик» эту премию и получил».
Известный архитектор, один из создателей проекта «Москва-Сити» Георгий Елин напомнил о свежести и яркости образов в «Казнённом колоколе», а также об одном из рассказов этой книги, принесшем в русский язык новое слово и понятие: «Славянокос».
На вечере присутствовали известные и молодые поэты, прозаики, журналисты: Владимир Пучков, Наталия Завьялова, Маргарита Ахметова, Татьяна Данильянц, Жанна Леонтьева, Емельян Марков, Сергей Каревский и другие.
Завершая вечер, Борис Евсеев сказал: «Иногда слышишь – сегодня в России невозможно жить. Кровь, нищета, хаос… Я-то считаю: именно в России сейчас очень свободная и абсолютно живая жизнь. Не надо только этой жизни бояться. Лучше попытаться прозорливо увидеть лучшие её ростки и при этом не дать угробить великий русский язык, – основу нашего сознания и всей нашей будущей жизни!»
Варя Смирнова