Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 февраля 2018 г.
  4. № 7 (6631) (14.02.2018)
Телеведение

Такие фильмы бывают

14 февраля 2018

Никто в «ЛГ» не откликнулся на дискуссию работников кино в передаче «Агора» канала «Культура», которая состоялась через день после вручения премии «Золотой орёл», а жаль. Ведущий Михаил Швыдкой поставил вопрос ребром: что нам надо делать с нашим кинематографом?

Участвовавшие в передаче продюсеры ратовали за увеличение числа кинотеатров: вон, мол, в США их в десять раз больше. Я живу в городке, где 120 тысяч жителей. Раньше было четыре кинотеатра, не считая клубов при предприятиях, где тоже показывались фильмы. Теперь кинотеатр один на весь город. Цены на билеты терпимые. Но на «Сталинграде», на «Дуэлянте» в зале было всего десяток человек. Говорят, что «крутят» фильм и при трёх зрителях. И что – надо увеличивать число кинотеатров? Прокатом американского фуфла наш кинематограф не поднять.

В обсуждении возник фильм «Движение вверх».

Казалось бы, вот вам феномен – зритель валом валит (скажу – по моему впечатлению – он может собрать и 50 миллионов зрителей, народ просто не раскачался, он уже отвык, что может быть фильм о нашей жизни). Я ожидал, что сейчас работники кинематографа начнут анализировать это явление, когда люди ходят по нескольку раз смотреть ленту. Из-за чего?

Нет, в передаче никто не повёл разговор об этом. Я понимаю приглашённых режиссёров, они помалкивали: выходить на баррикады с развёрнутым флагом – себе дороже. Ведь музыку заказывают не они, а продюсеры.

В передаче не старались понять, что же нового явил нам этот фильм? Было такое впечатление, что многие уже всё решили про себя и разбираться дальше просто не желали. А одно то, что молодёжь ходит на картину по нескольку раз, уже много могло бы прояснить в нашем кинематографе.

Насмотревшись голливудского целлулоида, где людей нет, одни «крепкие орешки», молодёжь вдруг увидела, что в России жили нормальные люди, для которых ни деньги, ни карьера не были на первом месте.

Подросток знает по американскому кино (читай, про жизнь в Америке), что никто из американцев, как этот литовец, не вернётся лишь для того, чтобы сыграть матч, когда у него маячат такие перспективы на Западе. Что никто там не отдаст свои деньги ради лечения – кого? – игрока из твоей команды, будь ты хоть какой тренер. И никто не отдаст свои – кровью заработанные – премиальные.

Но вот были же такие люди, которые это делали!

И подросткам, которых пытаются воспитывать, что главное – деньги, что надо рвать и метать, наплевав на других и страну, – вдруг открылся другой мир, где люди живут так, как и он хотел бы жить, а не гонятся за престижной квартирой и машиной. Он вдруг ощущает себя русским!

Американцы носятся со своей «Касабланкой», а нам это даже смешно. У нас таких мужиков, как герой Богарта, в каждом селе: на рупь – три пучка. Но когда ты видишь воззрения – противоположные – людей, что определяют наш кинематограф, начинаешь думать, что будущее нашего кино достаточно темно.

Совестно напоминать слова классика, что успех фильма зависит от трёх причин: сценарий, сценарий и ещё раз сценарий. Вместо того чтобы миллиарды рублей вбухивать в корпуса кинотеатров, – что в них будут показывать, американский ширпотреб? – надо работать в сценарной области.

Проводить конкурсы, отбирать талантливых людей, обучать их – бесплатно – на каких-нибудь двухгодичных курсах. Привлечь к этому самых умелых педагогов. Вот на что надо направить эти деньги.

По-моему, в этой области у нас полнейший завал. Я общался с одной из выпускниц сценарного факультета ВГИКа: она сказала, что трёхдневный семинар американского сценариста дал ей для понимания ремесла больше, чем четыре года обучения в институте. Потому что всё обучение сводилось к разбору студенческих работ их коллегами.

Два десятка лет назад я попросил своих студентов: «Назовите фильм, который произвёл на вас впечатление, сильное, до слёз». И мне один парнишка сказал: «А таких фильмов не бывает!» К тому времени прошло всего десяток лет голливудской агрессии. Я очень верю, что тот парнишка посмотрел «Движение» и понял: такие фильмы бывают.

Александр Скориков,

выпускник ВГИКа, сценаарист, г. Батайск

Тэги: Золотой орл Михаил Швыдкой Агора
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Орлы» на коньках

    02.02.2022
  • Орлы прилетели

    27.01.2021
  • Классики и нигилисты

    28.10.2020
  • Раздача орлов

    29.01.2020
  • 7:0 в пользу Павла Гусева

    03.04.2019
  • Под сенью крыл

    46 голосов
  • 7:0 в пользу Павла Гусева

    45 голосов
  • Движение в народ?

    20 голосов
  • Классики и нигилисты

    17 голосов
  • Раздача орлов

    15 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS