Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 июня 2015 г.
  4. № 23 (6512) (10.06.2015)
Литература

Там остались наши тени

10 июня 2015

Всегда удивляют меня те, кто пишет тексты для бесконечных сериалов, которыми ежедневно потчуют нас главные телеканалы страны. Кто сочиняет эти сценарии, похожие, как блины на сковородке? На Первом канале – «Мама-детектив»: беременная тётя вместо того чтобы смотреть на цветы и слушать музыку, расследует убийства, склоняется над трупами… На другом – сексуально озабоченная бабушка энергично мечется по экрану и всё время кричит. А каков язык? «Я тебя хочу!», « Я с ним сплю» и прочая…

Боже, да была ли в России достойная литература?! И где они, литераторы-профессионалы, бережно относящиеся к сюжету, к слову, к русскому языку, к душе человеческой, наконец?

Переключая каналы, наткнулась на цикл фильмов писателя Игоря Золотусского – «Прощай, ХХ век». Уходящий в неизвестность поезд и грустный эпиграф: «Там остались наши тени, на песке и на воде. Наши бденья, откровенья, благодарности судьбе».

Какие яркие, непохожие, неповторимые фигуры населяли трагический для России ХХ век! Бродяга и диссидент Владимир Максимов, аристократ, любитель бабочек и шахматных задач Владимир Набоков, крестьянский сын и солдат Виктор Астафьев, реставратор и бунтарь Савва Ямщиков. И какие судьбы! В жизни каждого героя отразились все противоречия и изломы эпохи.

Парадоксов много, как и в самой жизни. Владимир Максимов – основатель антисоветского журнала «Континент» – не смог принять перестроечное время и в конце жизни печатался в газете «Правда», написал пророческую книгу «Самоистребление».

Савва Ямщиков ещё в советское время составил опись всех русских икон и провинцию считал своей истинной Родиной. Виктор Астафьев в конце века понял пагубность либеральных реформ. И даже американец Владимир Набоков не мог «отвязаться» от России: «дорогими слепыми глазами не смотри на меня, пожалей…»

Прекрасна режиссёрская работа (Александр Шувиков), в ней благородство стиля, пластичность, редкие документальные кадры, воссоздающие людей и время. И нечто, может быть, самое важное, объединяющее героев цикла и зрителей. Это любовь к России, связь с Россией, боль за Россию.

В фильмах много печали, даже трагизма. Но не остаётся тягости на душе. Рассказчик Игорь Золотусский – участник, свидетель всех описываемых событий, друг и почитатель своих героев. Оттого так естественна, проникновенна, светла интонация его повествования.

Увидела отзывы в социальных сетях, в частности в фейсбуке. Пишут в основном женщины. «Это редкий случай, когда видишь на экране хорошие человеческие лица». Действительно, «какие прекрасные лица и как это было давно»… Да нет, совсем недавно, в первых числах июня на канале «Культура».

Мария ЛЕОНОВА

Тэги: Телевидение
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Собака бывает кусачей…

    19.09.2024
  • Дмитрий Захаров: «Мы были идеалистами»

    09.08.2023
  • Замшев в гостях у Соловьева

    13.03.2022
  • «Почему у вас только маньяки?»

    12.05.2021
  • «Открытая книга» для Максима Замшева

    25.02.2021
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Мимино был диссидентом,

    123 голосов
  • Список Познера,

    119 голосов
  • Немного уважения и чуточку красоты

    113 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS