Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»
Этому заводу в годы Великой Отечественной пришлось налаживать своё производство в эвакуации в тяжелейших условиях. Самоотверженный героический труд его рабочих и выпускаемая продукция – локомотивы и бронепоезда, тут же отправлявшиеся на фронт, – внесли заметный вклад в победу над врагом.
Машиностроительное предприятие, о котором сегодня пойдёт речь, построили в конце XIX века в поселении Бежица. Рельсопрокат, выплавка чугуна, металл, механообработка – вот на что был ориентирован завод, вместе с населённым пунктом влившийся в 1950-е в состав Брянска. В первые годы двадцатого столетия металлургическое производство на заводе было свёрнуто, специализация его стала более узкой: вагоны, паровозы, сельхозтехника, подъёмные краны… Имела место и продукция сугубо военная – артиллерийские снаряды. Выпуск же бронепоездов на БМЗ начался почти сразу после Октябрьской революции.
Бронепоезда – эти железные крепости, передвигавшиеся по рельсам, – представляются нам важным наступательным и оборонительным армейским инструментом времён Первой мировой и Гражданской войн. Основными центрами их производства в России являлись тогда Нижний Новгород, Коломна, Москва и Петроград. Строились и ремонтировались бронепоезда также в Киеве, Царицыне, Перми, Екатеринодаре, Луганске – то есть в промышленных городах и одновременно крупных железнодорожных центрах. Постепенно лидерства в этой области добился Государственный Брянский завод. «1-й бронепоезд Брянского Совдепа» был создан в начале 1918 года и стал заметным успехом зарождавшейся советской промышленности, которая испытывала дополнительные проблемы из-за саботажа специалистов и нехватки финансов.
Полигон для пристрелки артиллерийских установок (всякий раз эти испытания были непростыми) обустроили в районе разъезда Нетьинка. Бронепоездные команды в период ремонтных работ проходили курс боевой и политической подготовки.
К началу Великой Отечественной войны изготовлением бронепоездов в СССР занималось только одно предприятие – паровозостроительный завод комбината «Красный Профинтерн» в Брянске. На заводе сложился замечательный коллектив рабочих – настоящих мастеров своего дела. Также отменно трудился над новыми моделями боевых составов и инженерно-конструкторский состав предприятия. Для работ был оборудован только один цех – механосборочный № 6: он представлял собой два железнодорожных пролёта, где можно было одновременно вести бронировку паровоза и двух площадок. Соответственно, в производстве бронепоездов проявилось несколько серьёзных проблем: нехватка производственных площадей, отсутствие подсобных помещений, а также приоритет на заказы мирного характера. Так было перед войной. После июня 1941 года бронепоезда стали для Брянского завода главной продукцией.

В первые дни войны в Брянске сформировался 6 й отдельный дивизион бронепоездов. В истории войны остался бой 4 июля, когда бронепоезд № 50, казалось бы, попал в ловушку. На него шли танки, их поддерживала немецкая артиллерия. Но метким огнём экипаж бронепоезда уничтожил два десятка гитлеровских танков, а потом, несмотря на повреждения, прикрывал отход частей Красной армии в районе Бобруйска.
В 1941-м советские бронепоездные части несли большие потери, задерживая врага в его неумолимом движении от западных границ к Ленинграду и Москве. Тем не менее не раз им удавалось выиграть важнейшие дни и даже часы, позволяя пехоте и танковым частям отступить или вырваться из смыкавшегося вокруг них котла.
Ещё в начале войны на Брянском заводе создали (иначе не скажешь) бронепоезд «За Родину!». «Не беспокойтесь, броня особая. Сами варили, сами катали и сами закаляли, каждый лист опробован на полигоне. Гарантируем! Броня не подведёт, делали ведь для себя», – говорили о своём стальном детище рабочие офицерам.
Боевое крещение бронепоезд получил 25 октября в районе Дебальцева, тогда ему удалось помочь тысячам бойцов вырваться из окружения. Брянский фронтовой поезд показал себя мощной силой. Немцы устроили за нашей железной крепостью настоящую охоту. А советские военкоры сняли о нём киноочерк, который вошёл в «Боевой киносборник» № 19. 15 июля 1942 года бронепоезд «За Родину!» погиб в неравном бою с немецкими бомбардировщиками. Герои сражались до последнего снаряда. Почти весь экипаж погиб смертью храбрых. Выжившие в том бою приняли решение остаться в рядах Красной армии, воевать до победы.
К слову, значительную часть экипажей бронепоездов составляли уроженцы Брянской области. Заводчане добровольцами записывались в команды бронепоездов, которые сами возводили. Такая традиция возникла в Брянске.
И героический бронепоезд «За Родину!», конечно же, не забыт. После войны на Брянском машиностроительном был открыт памятник, посвящённый его экипажу, его строителям, павшим героям. На постаменте начертано: «Работникам завода, героически сражавшимся с врагом в годы Великой Отечественной войны в составе бронепоезда № 2 «За Родину!», построенного брянскими машиностроителями». «Никто не забыт и ничто не забыто», «За нашу Советскую Родину», – гласят надписи на боковых гранях постамента…

Когда немцы приблизились к Брянску, предприятие пришлось эвакуировать. 3а трое суток удалось сформировать первый эшелон – 34 вагона. Все они, как и паровоз, были собственного производства. В июле – октябре 1941-го оборудование завода полностью перебазировали в Красноярск и Челябинск. Удалось транспортировать 7550 вагонов и 15 тысяч рабочих. В Сибири вагоны приходилось разгружать вручную, подъёмных кранов не было, остро не хватало грузовиков. В разгрузке подчас участвовали по 3 тысячи рабочих в сутки.
Выросший на новом месте БМЗ выпускал паровозы и грузовые вагоны, платформы и рельсы. Наладил выпуск 50 миллиметровых ротных миномётов, сборку гранат. И его коллектив по-прежнему работал над усовершенствованием бронепоездов. Среди рабочих, которые сумели запустить производство после переезда, оказалось немало тех, кто в Гражданскую войну сражался на бронепоездах. В том числе известный рационализатор, Герой Труда Борис Киреев.
Брянский машиностроительный и в наши дни, как принято говорить в производственных романах, продолжает трудовую вахту – на прежнем месте, на берегу реки Болвы. Ровно 20 лет назад там создан «Пересвет» – первый российский грузовой магистральный двухсекционный тепловоз с электрической передачей переменно-постоянного тока с коллекторными тяговыми электродвигателями. Сегодня БМЗ выпускает тепловозы, грузовые вагоны различного назначения и запчасти. А трудятся в его цехах уже правнуки фронтовиков...