Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 июня 2025 г.
  4. № 22 (6986) (04.06.2025)
Спецпроект Станционный смотритель

Там рождались бронепоезда

Железные крепости Брянского машиностроительного

04 июня 2025
Бронепоезд № 2 «За Родину», выпуск которого начался на Брянском заводе, а завершился на предприятии Ворошиловграда

Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

Этому заводу в годы Великой Отечественной пришлось налаживать своё производство в эвакуации в тяжелейших условиях. Самоотверженный героический труд его рабочих и выпускаемая продукция – локомотивы и бронепоезда, тут же отправлявшиеся на фронт, – внесли заметный вклад в победу над врагом.

Машиностроительное предприятие, о котором сегодня пойдёт речь, построили в конце XIX века в поселении Бежица. Рельсопрокат, выплавка чугуна, металл, механообработка – вот на что был ориентирован завод, вместе с населённым пунктом влившийся в 1950-е в состав Брянска. В первые годы двадцатого столетия металлургическое производство на заводе было свёрнуто, специализация его стала более узкой: вагоны, паровозы, сельхозтехника, подъёмные краны… Имела место и продукция сугубо военная – артиллерийские снаряды. Выпуск же бронепоездов на БМЗ начался почти сразу после Октябрьской революции.

Бронепоезда – эти железные крепости, передвигавшиеся по рельсам, – представляются нам важным наступательным и оборонительным армейским инструментом времён Первой мировой и Гражданской войн. Основными центрами их производства в России являлись тогда Нижний Новгород, Коломна, Москва и Петроград. Строились и ремонтировались бронепоезда также в Киеве, Царицыне, Перми, Екатеринодаре, Луганске – то есть в промышленных городах и одновременно крупных железнодорожных центрах. Постепенно лидерства в этой области добился Государственный Брянский завод. «1-й бронепоезд Брянского Совдепа» был создан в начале 1918 года и стал заметным успехом зарождавшейся советской промышленности, которая испытывала дополнительные проблемы из-за саботажа специалистов и нехватки финансов.

Полигон для пристрелки артиллерийских установок (всякий раз эти испытания были непростыми) обустроили в районе разъезда Нетьинка. Бронепоездные команды в период ремонтных работ проходили курс боевой и политической подготовки.

К началу Великой Отечественной войны изготовлением бронепоездов в СССР занималось только одно предприятие – паровозостроительный завод комбината «Красный Профинтерн» в Брянске. На заводе сложился замечательный коллектив рабочих – настоящих мастеров своего дела. Также отменно трудился над новыми моделями боевых составов и инженерно-конструкторский состав предприятия. Для работ был оборудован только один цех – механосборочный № 6: он представлял собой два железнодорожных пролёта, где можно было одновременно вести бронировку паровоза и двух площадок. Соответственно, в производстве бронепоездов проявилось несколько серьёзных проблем: нехватка производственных площадей, отсутствие подсобных помещений, а также приоритет на заказы мирного характера. Так было перед войной. После июня 1941 года бронепоезда стали для Брянского завода главной продукцией.

Красноармейцы защищают бронепоезд от атаки немецких бомбардировщиков / ИТАР-ТАСС

В первые дни войны в Брянске сформировался 6 й отдельный дивизион бронепоездов. В истории войны остался бой 4 июля, когда бронепоезд № 50, казалось бы, попал в ловушку. На него шли танки, их поддерживала немецкая артиллерия. Но метким огнём экипаж бронепоезда уничтожил два десятка гитлеровских танков, а потом, несмотря на повреждения, прикрывал отход частей Красной армии в районе Бобруйска.

В 1941-м советские бронепоездные части несли большие потери, задерживая врага в его неумолимом движении от западных границ к Ленинграду и Москве. Тем не менее не раз им удавалось выиграть важнейшие дни и даже часы, позволяя пехоте и танковым частям отступить или вырваться из смыкавшегося вокруг них котла.

Ещё в начале войны на Брянском заводе создали (иначе не скажешь) бронепоезд «За Родину!». «Не беспокойтесь, броня особая. Сами варили, сами катали и сами закаляли, каждый лист опробован на полигоне. Гарантируем! Броня не подведёт, делали ведь для себя», – говорили о своём стальном детище рабочие офицерам.

Боевое крещение бронепоезд получил 25 октября в районе Дебальцева, тогда ему удалось помочь тысячам бойцов вырваться из окружения. Брянский фронтовой поезд показал себя мощной силой. Немцы устроили за нашей железной крепостью настоящую охоту. А советские военкоры сняли о нём киноочерк, который вошёл в «Боевой киносборник» № 19. 15 июля 1942 года бронепоезд «За Родину!» погиб в неравном бою с немецкими бомбардировщиками. Герои сражались до последнего снаряда. Почти весь экипаж погиб смертью храбрых. Выжившие в том бою приняли решение остаться в рядах Красной армии, воевать до победы.

К слову, значительную часть экипажей бронепоездов составляли уроженцы Брянской области. Заводчане добровольцами записывались в команды бронепоездов, которые сами возводили. Такая традиция возникла в Брянске.

И героический бронепоезд «За Родину!», конечно же, не забыт. После войны на Брянском машиностроительном был открыт памятник, посвящённый его экипажу, его строителям, павшим героям. На постаменте начертано: «Работникам завода, героически сражавшимся с врагом в годы Великой Отечественной войны в составе бронепоезда № 2 «За Родину!», построенного брянскими машиностроителями». «Никто не забыт и ничто не забыто», «За нашу Советскую Родину», – гласят надписи на боковых гранях постамента…

Открытие памятника работникам БМЗ, героически сражавшимся в составе бронепоезда № 2 «За Родину»

Когда немцы приблизились к Брянску, предприятие пришлось эвакуировать. 3а трое суток удалось сформировать первый эшелон – 34 вагона. Все они, как и паровоз, были собственного производства. В июле – октябре 1941-го оборудование завода полностью перебазировали в Красноярск и Челябинск. Удалось транспортировать 7550 вагонов и 15 тысяч рабочих. В Сибири вагоны приходилось разгружать вручную, подъёмных кранов не было, остро не хватало грузовиков. В разгрузке подчас участвовали по 3 тысячи рабочих в сутки.

Выросший на новом месте БМЗ выпускал паровозы и грузовые вагоны, платформы и рельсы. Наладил выпуск 50 миллиметровых ротных миномётов, сборку гранат. И его коллектив по-прежнему работал над усовершенствованием бронепоездов. Среди рабочих, которые сумели запустить производство после переезда, оказалось немало тех, кто в Гражданскую войну сражался на бронепоездах. В том числе известный рационализатор, Герой Труда Борис Киреев.

Брянский машиностроительный и в наши дни, как принято говорить в производственных романах, продолжает трудовую вахту – на прежнем месте, на берегу реки Болвы. Ровно 20 лет назад там создан «Пересвет» – первый российский грузовой магистральный двухсекционный тепловоз с электрической передачей переменно-постоянного тока с коллекторными тяговыми электродвигателями. Сегодня БМЗ выпускает тепловозы, грузовые вагоны различного назначения и запчасти. А трудятся в его цехах уже правнуки фронтовиков...


Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Вернуть исторический облик

    28.05.2025
  • Книжная Россия на Дворцовой

    28.05.2025
  • Я не геройствовала, я жила...

    28.05.2025
  • Машинист-герой

    28.05.2025
  • Литература эпохи сборки

    28.05.2025
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Маховик разрухи замер…

    34 голосов
  • Фронтовая теплушка

    30 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS