Сегодня, 27 апреля, если ничего не изменится, в театре «Сфера» должна пройти пресс-конференция художественного руководителя театра народного артиста России Александра Коршунова и его коллег, не согласных с решением Департамента культуры Москвы об объединении театра «Сфера» с театром «Эрмитаж».
Раздел театров – процесс мучительный, каждый такой раздел – во МХАТе, в Театре на Таганке, Ермоловском театре – оборачивался не только драмами, но и человеческими трагедиями; объединение театров, как выясняется, тоже не всегда происходит мирно.
Но и бороться за «суверенитеты», мне кажется, тоже не всегда разумно.
Помните знаменитую статью Марка Захарова «Зачем Москве 200 театров»? В Москве, возможно, театров даже больше двухсот, имея в виду частные, антрепризы и любительские или полулюбительские театры-студии, из них больше 80 – в ведении столичного Департамента культуры. Кто помнит, как из 35–40 московских театров вдруг – буквально за 10–15 лет – их стало 80 с лишним? Самый конец 80-х был ознаменован обретением государственного статуса несколькими на тот момент уже знаменитыми московскими театрами-студиями – Табакова, на Юго-Западе, на Спартаковской (нынешний «Модерн»), «У Никитских ворот»… Потом родились ныне знаменитые «Геликон-опера», «Мастерская Петра Фоменко», так и оставшийся частным театр «Квартет И». Где десятки других? Однажды, получив возможность ознакомиться с реестром столичных театров, получающих бюджетную поддержку, я был обескуражен, натыкаясь на названия, о которых никогда не слышал и спектаклей которых никогда не видел в еженедельнике «Досуг в Москве», который мы выписывали много лет.
Но были и известные, которые рождались по воле знаменитых артистов, которым то ли кому-то из близких, то ли самим в голову в какой-то момент приходила мысль «А не обзавестись ли собственным театром в Москве?». И добрый тогдашний градоначальник каждому шёл навстречу, и в Москве появлялся новый театр, никому, в общем, не нужный. Потому что театр, в отличие от, к примеру, нового йогурта или новой модели автомобиля, не может появиться по одному хотению и чьему-то ещё велению. И история театра – тому подтверждение: подобно революционной ситуации, театр требует совпадения если не многих, то хотя бы нескольких причин, и все знаменитые театры рождались исключительно в результате совпадения этих нескольких естественных причин и обстоятельств. Сперва появлялась труппа, компания талантливых людей с лидером во главе и лишь потом – указ императрицы, или решение Моссовета, или Министерства культуры и т.д. и т.п.
Нынешнему руководителю Департамента культуры Москвы Александру Кибовскому досталось огромное театральное хозяйство, в котором очень много хозяйства и совсем немного – театра. Потому что театр, о двадцати с лишним спектаклях которого театральная общественность вообще ничего не слышала, к сожалению, нельзя назвать театром в полном смысле слова. Театральная среда по-прежнему живёт разговорами и слухами, и если на одной из маленьких сцен Вахтанговского театра выходит интересный спектакль о Сулержицком, эта весть стремительно облетает театральную Москву. Спектакль скромный, но многое рассказывающий как раз о рождении театра, о неизменных источниках и причинах.
Невозможно представить – даже со знанием о не всегда вегетарианских привычках советской власти – присоединение Театра им. Ленинского комсомола с главным режиссёром Захаровым к Театру на Малой Бронной с Дунаевым и Эфросом. А присоединение Театра Джигарханяна к Театру сатиры – другая история, в которой о потерях для театрального искусства говорить не приходится.
Пожалуй, единственное, чего в этом присоединительном процессе недостаёт, это разговора с людьми. Будучи подписчиком соцсетей московского градоначальника, я каждый день читаю, что он делает, и каждый день Сергей Семёнович рассказывает, что нового для малого бизнеса, что для юных москвичей, что для зрелых. Что с дворами, что с тротуарами… Это – важно, на мой взгляд. Как и советы с профессиональной общественностью, которая, думается, не стала бы спорить со многими решениями и объяснила бы, что «Сфера» и «Эрмитаж» – другой и особый случай, что сентиментальные ценности в театре – может быть, самые дорогие и, относясь к нематериальному наследию, в театре являются хорошим строительным материалом.