В Петербурге освободили от строительных лесов легендарного «Медного всадника» – памятник Петру I на Сенатской площади. Завершение реставрации, начавшейся в октябре 2021-го, было приурочено к отмечаемому в этом году 350-летию со дня рождения императора, который «уздой железной Россию поднял на дыбы»…
Как мы знаем, монумент работы французского скульптора Этьена Фальконе был изготовлен из бронзы, а название «Медный всадник» закрепилось за ним благодаря одноимённой поэме Александра Пушкина. Памятник стал первым скульптурным монументом Петру не только в Санкт-Петербурге и в России. Его торжественное открытие, подготовленное к 20-летию царствования императрицы Екатерины II, состоялось 18 августа (7 августа по старому стилю) 1782 года. Величественная статуя высотой 10,4 м находится на мощном гранитном основании, материалом для которого послужил гигантский природный камень. Его, кстати, тоже пришлось реставрировать. Но если история создания самого памятника, как и бессмертной поэмы Пушкина, всем нам хорошо известна, то об этом гранитном постаменте, на котором гордо высится монумент императору, известно куда меньше, и о нём с течением времени появилось немало легенд.
Первый в России тендер
Начнём с того, что подходящий большой камень для постамента вообще долго не могли найти. В сентябре 1768 года крестьянин Семён Вишняков сообщил, что недалеко от деревни Конная Лахта в лесу лежит гранитная скала. Местные жители называли её «Гром-камень». Один кусок от неё был отколот, как считали, из-за удара молнии. По другой версии его нарекли так в честь одного из богов-громовиков финно-угорского пантеона. Ведь для местных язычников он являлся алтарным камнем.
Но как доставить в столицу махину весом более 2000 тонн? Подобную громадину нигде в мире ещё никогда не транспортировали. Чтобы выполнить труднейшую инженерную задачу, в Петербурге был объявлен первый в истории России «тендер»: 7 тысяч рублей тому, кто предложит наилучший проект перевозки камня для постамента в Петербург. В конце концов Екатерина II, которая желала установить памятник Петру, поручила это жившему в городе греку – некоему графу Ласкари. Решение императрицы вызвало волну слухов и сплетен. Говорили, что выбранный исполнитель вовсе не граф, а некто, известный под именем Карбурис, прибывший в столицу, чтобы любым способом разбогатеть. Многие языки также утверждали, будто бы остроумный способ перевозки громадного камня предложил некий русский кузнец, у которого предприимчивый грек купил идею за 20 рублей…
Дерзновению подобно
Для транспортировки камня по суше изготовили из сосен огромную платформу. С нижней её стороны находились медные желоба. Такие же желоба-рельсы с шарами были уложены и на земле. Дождавшись морозов, скалу, словно по ледовому катку, докатили (со скоростью 2 километра в месяц) до берега и с трудом взгромоздили на громадную баржу, установленную между двух кораблей. Везли махину почти полтора года – в Петербург баржа прибыла только осенью 1770 года. Иностранные газеты писали об этом примечательном событии с нескрываемым восторгом: «Выдающееся достижение русской техники!», «Превосходит достижение римлян!».
Некий тогдашний пиит по этому поводу даже сочинил такие строки:
Нерукотворная здесь росская гора,
Вняв гласу Божию из уст Екатерины,
Пришла во град сквозь невские пучины
И пала под стопы Петра!
Восхищённая императрица повелела выбить медаль с изображением эпопеи с перевозкой «Гром-камня» и надписью «Дерзновению подобно». А грек Карбурис, тот самый исполнитель грандиозной инженерной задачи, издал в 1777 году в Париже большой фолиант, озаглавленный витиевато: «Монумент, установленный во славу Петра Великого, или Доклад о работах и механических средствах, которые были использованы для транспортировки в Петербург скалы, предназначенной служить постаментом конной статуи Императора».
Строительные леса вокруг памятника Петру I «Медный всадник» на Сенатской площади
Грек Карбурис
Ваш покорный слуга получил несколько лет назад из Афин, где он работал корреспондентом ТАСС, перепечатанный оттиск фолианта. Греки чтут память своего соотечественника, принявшего участие в создании одного из самых знаменитых монументов мира. Кстати, этот фолиант опровергает легенду о том, будто оригинальная инженерная идея принадлежала русскому кузнецу. Потому что граф Ласкари в книге подробно, с приложением многочисленных чертежей объяснял проект транспортировки «Гром-камня», а также как и почему он сам объявился в Петербурге.
Как признался Ласкари, он и в самом деле жил в городе на Неве под чужим именем, а его настоящие имя и фамилия – Маринос Карбурис. Родом с греческого острова Кефалонья, Карбурис в молодости совершил, по его словам, некий «акт насилия», что впоследствии заставило его покинуть родину и сменить фамилию. Что именно он там натворил, грек прямо не объясняет, однако нетрудно предположить, что он сражался в рядах греческих повстанцев против турок, под игом которых томилась тогда Эллада. Прямым текстом об этом факте в королевской Франции того времени он написать, конечно, не мог.
Кроме того, ясно, что человек без специального образования был не в состоянии разработать технически очень сложный проект транспортировки гигантского груза. Так что историю с покупкой оригинальной идеи «за 20 рублей» у некоего кузнеца, вероятно, придумали завистники, которым никак не давал покоя громадный гонорар, уплаченный Екатериной иностранцу. А может, это стало придумкой историков уже советских времён.
Про скульптора забыли
Кстати, досталось от завистников и скульптору Этьену Фальконе. Он так переругался с критиками монумента, что был вынужден покинуть Петербург. Есть и другая легенда: будто бы Фальконе продавал потом в Париже осколки «Гром-камня», а французские модники вставляли их в оправу из драгоценных металлов и носили как украшения.
При создании монумента случались и другие происшествия. Так, в процессе отливки модели едва не произошла настоящая беда: расплавленный металл разрушил часть литейной формы и грозил выплеснуться на людей. Перепуганный Фальконе со всех ног бросился прочь, вслед за ним в страхе побежали и другие. Только литейщик Хайлов не растерялся, а продолжал с опасностью для жизни лить бронзу, пока форма не была заполнена до конца. «Его храбрости мы обязаны спасением отливки», – с благодарностью писал потом французский скульптор.
На знаменитом памятнике нет имён его подлинных создателей – только лаконичная надпись на постаменте на латыни: «Петру Первому Екатерина Вторая». Впрочем, во время реставрации автограф скульптора всё-таки обнаружили – в одной из складок плаща есть надпись: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». К слову, скульптора вообще «забыли» пригласить на торжественную церемонию его открытия в Петербурге. Правда, послали ему в утешение золотую медаль.
Литературный флешмоб
«Медный всадник» стал «фигурантом» многих литературных произведений. О нём упоминали в своих стихах не только Пушкин, но и Валерий Брюсов, Анна Ахматова, Осип Мандельштам и другие поэты, а также Ермил Костров, который ещё в 1783 году сочинил:
Кто сей, превознесён на каменной твердыне,
Сидящий на коне, простерший длань к пучине,
Претящ до облаков крутым волнам скакать
И вихрям бурным понт дыханьем колебать? –
То Пётр. Его умом Россия обновленна,
И громких дел его исполненна вселенна…
К завершению реставрации одного из самых узнаваемых памятников России приурочен литературный флешмоб, который проведут в Петербурге. Чтобы принять в нём участие, необходимо прочитать и записать на видео вступление к поэме Пушкина «Медный всадник». Видеоролик нужно выложить на открытой странице «ВКонтакте» с хештегом #МедныйВсадник_читаемвслух. Самые яркие отрывки попадут в итоговое видео, которое будет опубликовано в социальных сетях и СМИ.