Михаил Визель. Воксрекордер инженера Термена. – М.: Рутения, 2022. – 132 с.
Москва – это город контрастов. Огромные серые многоэтажки сменяются изящными домиками, после спальных районов с супермаркетами и бюджетными кафе неожиданно попадаешь в шумный, никогда не унывающий центр, а пройдя мимо новомодных новостроек, украшенных неоновыми вывесками, ты неспешно прогуливаешься по тихой скромной улочке, невзрачной на вид, но хранящей память о прошлом. Некоторые из таких, казалось бы, непримечательных улочек помнят времена, когда по ним ходил сам Пётр Первый, ещё не построивший Санкт-Петербург и устраивавший знаменитые Ассамблеи на европейский манер в Немецкой слободе – историческом районе Москвы около метро «Бауманская». Во времена Петра Первого там жили немцы, поселившиеся неподалёку от Кремля ещё при жизни Алексея Михайловича Тишайшего в XVII веке. Однако к жителям современной Германии эти немцы если и имели какое-то отношение, то чаще всего довольно слабое.
Невольно возникает вопрос – почему? Ответ на него можно найти в книге-комиксе замечательного российского переводчика и журналиста, шеф-редактора портала «Год литературы» Михаила Визеля «Воксрекордер инженера Термена». В своей дебютной художественной повести, чьё название перекликается с «Гиперболоидом инженера Гарина» Алексея Николаевича Толстого, автор предлагает читателю совершить интереснейшую экскурсию по центру нашей столицы вместе с главными героями, восьмиклассниками Ритой и Вовкой. Однако это не совсем простая, а самая что ни на есть волшебная экскурсия: оказавшись в музее знаменитейшего учёного, создателя современной российской авиации Николая Егоровича Жуковского, ребята случайно обнаружат удивительный прибор, воксрекордер, созданный советским инженером Львом Терменом, – и переместятся в петровскую эпоху. Что же их там ждёт? Не только удивительные приключения, в которых ребятам выпадает шанс разобраться, как пел Высоцкий, «кто ты – трус иль избранник судьбы», но и узнать множество интереснейших сведений о прошлом Москвы, стать свидетелями её постепенных трансформаций, чтобы затем сравнить знакомые улочки, увиденные в прошлом, с теми, какими их можно увидеть сегодня: «Мысли разъезжались, что очень Вовку удивляло, – раньше он за собой такого не замечал. Подумаешь, девчонка. Но сейчас мало того что ржали в голове немецкие голоса, певуче взвивался над ними надменный англичанин и механически бýхал голос самого Петра, ещё, как ни странно, очень отвлекали скромные двухэтажные здания, тянувшиеся вдоль Малой Почтовой. Вовка, разумеется, проходил и проезжал мимо них на машине, велике, скейте тыщу раз, не обращая внимания. Ну, бараки какие-то. А сейчас пригляделся, сравнил с виденным вчера во дворе Лефортовского дворца – да нет, не бараки… пожалуй, начала XIX, а то и XVIII века домики. Как много, оказывается, может таиться под гладкими фасадами!»
В ходе своего путешествия в прошлое ребята вновь узнают не только родные улицы, но и знакомых по учебникам сподвижников Петра, например знаменитого Франца Лефорта, которого в Немецкой слободе называли немцем. А что же это были за немцы? Благодаря повести Михаила Визеля можно узнать, что, оказывается, так называли не просто жителей тогдашних германских государств, а любых иностранцев. Для них русский язык не был родным – соответственно, иностранцы воспринимались не как свои, а как «немые»: ты не мой, ты чужой. Вот так слово, знакомое с самого детства, обретает новый, потаённый смысл.
Происхождение слова «немец» – лишь одна из множества других тайн, спрятанных за обложкой повести Михаила Визеля «Воксрекордер инженера Термена». Это не только художественное произведение, но и очень информативное пособие по москвоведению, украшенное красивыми сносками и QR-кодами, по которым можно перейти на специально отобранные автором сайты, чтобы получить новую информацию по тому или иному сюжету, связанному с Немецкой слободой. Так формируется литература нового поколения – когда текст соединяется не только с комиксом (в качестве художника выступил Алексей Капнинский), но и с современными информационными технологиями, то возникает особый, очень необычный коктейль, который позволяет читателю стать не просто свидетелем происходящих на страницах книги событий, но и принять в них участие самому. Смартфон, воображение и немного свободного времени – вот что поможет раскрыть все тайны Немецкой слободы.