О сериальном фоне. Весёлом и не очень
В предвкушении очередной экранизации «Анны Карениной» хорошо бы внимательней приглядеться к тому сериальному фону, который создан главными каналами страны.
С французского на калининградский
О сериале «Налёт» хотелось написать, потому что в нём заняты очень хорошие актёры, по той же причине писать расхотелось – жалко их, но надо. Оказалось, это опять фальсификат, адаптация на этот раз французского сериала. Всё потому, что на Первом канале устойчивый, так сказать, низкопоклонский тренд. Мало того, что копируются иностранные развлекательные шоу, но настойчиво внедряется калька и с художественного кино. «Перепёрли» на сопротивляющуюся русскую почву уже много чего: «Побег», «Любовницы», «Метод», «Клим», «Обратная сторона Луны», а ещё раньше наше ТВ осчастливили комедийными ситкомами-дубликатами вроде «Ворониных», «Счастливы вместе» и «Моей прекрасной няни».
Нам показывают иностранную жизнь, выдавая за нашу, чтобы мы привыкали потихоньку к европейским стандартам, не заморачивались своими проблемами, а пережёвывали чужие – они же цивилизованные, нам дóлжно за ними тянуться. Наибольшее возмущение вызвал сериал, где главную роль сыграл тот же Владимир Машков, выдающийся русский артист, вообще-то не такой бедный, чтобы хвататься за любую работу. Имеется в виду сериал «Родина», показанный пару лет назад, который многие посчитали антироссийским. В этой адаптации израильского сериала герой (всё построено на том, что зритель до последнего момента верит, что он именно положительный герой!) чуть было не взрывает Кремль, потому что предал Родину.
Кадры из сериалов «Налёт» и «Филфак» |
А что Машков взрывает в «Налёте»? Мозг.
Здесь очень хороший ансамбль – опытные, талантливые Андрей Ташков, Александр Галибин, Денис Шведов, совсем молодые Лукерья Ильяшенко и Александр Паль, играющие оперативников, и Сергей Шнырёв – садиста из отдела собственной безопасности. Только поняв, что это калька с французского криминального проекта «Braquo», можно избавиться от ощущения сбитого фокуса, фальши – слишком густо для России здесь сконцентрированы либеральные ценности, а в полиции слишком много комфорта и монстров.
Предшественник Каплана (Машкова) – псих, во время допроса протыкающий глаз задержанному; сам Каплан виноват в смерти своей жены, живёт с проституткой, которая регулярно обеспечивает ему алиби; подчинённые: один – тяжёлый наркоман, из-за чего у него постоянные косяки, преодолевать которые приходится с трудом и человеческими жертвами; другой – женатый на алкоголичке игроман, задолжавший сотни тысяч долларов (!), выручая его, приходится без суда и следствия порешить прорву людей. Бандиты похищают его в надежде получить выкуп 300 000 баксов, и Каплан пытается их собрать – для этого ему надо кого-то ограбить, а когда ему это не удаётся, он входит в сговор с главным отморозком и с его помощью спасает-таки товарища. Мораль: государство – гадость, единственно, что ценно, это – корпоративная солидарность.
Но «Ликвидации», о которой много вспоминали в рекламной кампании, не получилось. Ни во что не верится, хотя всё, как «у них»: саспенс, экшн, хеппи-энд. И городской пейзаж соответствующий – фильм снимали в самом западном городе России – Калининграде, только не знаю, обрадовались ли его жители, увидев, что в их городе хозяйничает крутейшая «французская» полиция и ничего, кроме вывесок, не напоминает о том, что это русский город.
Кровавый князь против наркома
Сериал «Торгсин» – великолепное сосредоточие всех штампов сериалов про советское время, в каком-то смысле вершина, на которой вдобавок совершена благородная попытка примирить красных и белых. К сожалению, плохо воспринимаемая. Чем серьёзнее артисты это играли, тем труднее было сдержать смех.
Тоже больно от того, что замечательные артисты во главе с Юрием Смирновым и Сергеем Шакуровым стараются, изображают кого-то. Здесь заняты также Александра Бортич, Григорий Антипенко, Александр Носик, Екатерина Климова, Роман Мадянов, Сергей Горобченко и даже сам Марк Рудинштейн.
Сценаристы Татьяна Сарана и Василий Павлов потрудились на славу. Тут и воспетый Булгаковым Торгсин (как он блёкл и беден!), и даже конспиративное порнографическое общество «Кабуки» (тоже весьма убогое!). Спасибо, что не было поющего блатняк Сталина и насилующего комсомолок Берии, зато есть похотливый Генрих Ягода и детективная история поиска сокровищ. Ищут все: и бывшие владельцы, и научные работники, и бандиты и, наконец, высокопоставленные сотрудники НКВД, которые мечтают сбежать с ними в Лондон. Но «кровавый режим» в лице наркома Ягоды (его преступники даже умудрились, подобно героям «Налёта», ненадолго похитить) не дал совершиться безобразию. И найденное сокровище, как и сотни тонн золота, сданных в Торгсин, пошли-таки на индустриализацию. Как, впрочем, и счастливые главные герои, которые, на удивление, не сгинули в ГУЛАГе, а, подделав паспорта, пришли устраиваться на строительство Днепрогэса.
То, как буйно работала фантазия создателей сериала, как они творчески перерабатывали былое, ярко проявилось в эпизоде с тайным обществом «Кабуки», которое на самом деле существовало! Но не в суровом 1934 году, а в расслабленном 1928-м, на закате НЭПа. И было это не общество изощрённого разврата, куда, надев маски, приходили крупные сановники (в том числе из НКВД), а компания мелких служащих, регулярно злоупотреблявшая спиртным и соответствующим женским контингентом в московском клубе строителей. Однажды один из них, бывший большевик-подпольщик по фамилии Куснирович, написал шутейный устав тайного общества, которое «создаётся на платформе общего пьянства и свободной любви». «Кабуки» разогнали, из его членов посадили только тех, кто не смог вернуть деньги, взятые в кассе взаимопомощи. В прессе о них тогда было много шума, Катаев писал своих «Растратчиков», Булгаков – «Зойкину квартиру», Ильф и Петров – «12 стульев», а нынешние Эсхилы сочинили историческую драму об изумрудном сокровище, кровавом князе Ахурбекове, его прелестной дочери, влюблённом в неё завмаге, тайном порнографическом обществе и коварных чекистах.
От слова «любить»
Я думал, что после «Налёта» и «Торгсина» молодёжный «Филфак» на ТНТ меня окончательно добьёт. Нет, сериал про студентов-филологов, в котором одну из главных ролей сыграла опять же Александра Бортич, мне пока кажется приемлемым. Потому что, несмотря на сленг и браваду, он о том, что волнует подростков, первокурсников, юношей и девушек всех стран и времён. Они хотят выглядеть более взрослыми, преодолеть робость. Хотят любви, совершают подвиги и глупости. Взрослеют. А главное, чем меня первые серии подкупили, это то, что один из героев читает свои стихи (и неплохие), и даже (как он сказал) опубликовал их в «Литературной газете».
Есть претензии к их «преподам» во главе с профессором, преподающим иностранную литературу, которого играет Ефим Шифрин. На Первом канале он же участвует в возрождении легендарной передачи, тоже имевшей прямое отношение к «Литературной газете» – «Вокруг смеха». Тут тоже много недоумений, но о них в одном из ближайших номеров.