Искусство или срам?
Начиная с 1990-х годов в России случилась напасть: отдельные деятели культуры стали калечить свои тела или чаще имитировать нанесение увечья и использовать интимные части тела – как бы это поделикатней выразиться?.. – не по природному назначению. Сказать, что это ново, нельзя. Отчего же сегодня опять поднялась вдруг волна моды на (псевдо)мазохизм?
1991 год. 13 молодых людей выложили своими телами матерное слово неподалёку от мавзолея.
1994 год. Первая акция Олега Кулика в образе собаки. Выскочив на улицу голым, в ошейнике и на цепи, «собака» повалила и искусала шведскую журналистку. Позже Кулик с этим представлением отправился в международное турне, эпатируя зрителей лаем, обгладыванием костей и публичным отправлением естественных надобностей.
Всё в этом же урожайном на высокохулиганские художества году на месте бывшего бассейна «Москва» А. Бренер представил «акт мастурбации», а в проекте «Вглубь России» (осуществлялся совместно с Вл. Сорокиным) посетителей приглашали засунуть голову в вагину коровы. Это, значицца, таковы глубины Руси.
2008 год. Групповое соитие нескольких пар на публике в Биологическом музее имени Тимирязева.
2010 год. Группа «Война» изобразила 65-метровый фаллос во весь Литейный мост в Санкт-Петербурге.
2011 год. Выставка «Родина» (Пермский музей современного искусства от Марата Гельмана), где былинные богатыри явились в виде голых баб в кокошниках.
2012 год. «Панк-молебен» Pussy Riot с закидыванием ног выше головы на амвоне.
2013 год. Имитация П. Павленским прибивания собственной мошонки к брусчатке Красной площади.
2014 год. Всё тот же П. Павленский голым забрался на забор Института психиатрии им. Сербского в Москве и отрезал себе ножом мочку правого уха.
2015 год. Голый мужчина пришёл на Красную площадь, «чтобы полежать в мавзолее с Лениным».
Не отстаёт от срамославия и литература, достаточно вспомнить утончённую копрофилию В. Сорокина.
Говоря о театре, нельзя не упомянуть, к примеру, «голубых» Ромео и Джульетту Р. Виктюка, чеховского «Дядю Ваню» в постановке Р. Туминаса, где Астров-Вдовиченков прямо на столе употребляет Елену…
Не нашего производства, но тоже в том же тренде с 2008 года работают топлесс оплачивавшиеся на протяжении нескольких лет американским бизнесменом украинские Femen – радикальные эксгибиционистки. В Ватикане панночки демонстрировали на своих телах лозунги типа In gay we trust (парафраз знаменитой формулы «Мы верим в Бога» – «Мы верим в гея»), причём лёгким движением руки в анусы засовывались католические распятия.
Да-с, есть многое на свете… Я тут даже не о богохульстве или гомофилии – ну, раз это европейские ценности, пусть где-то там их и ценят. Но зачем же телеса терзать? Во всех этих случаях тело используется как воплощение скверны, а не как сосуд духа.
На Руси нагота имела амбивалентное значение: это и срам как знак бесовства, это и правда, символ чистой души, как у юродивых. Различали их по контексту, что не всякий раз оказывалось просто. А допустимыми манипуляциями с половыми органами считались тайные, от взора чужого скрытые (за исключением такого рода ритуалов, как на Ивана Купалу) и только природою для определённых целей предназначенные.
В высокой культуре со времён Декарта существование выводилось из наличия мышления («Я мыслю, следовательно, я существую»). ХХ столетие подвергло культ разума радикальному переосмыслению. Теперь существовать значило иметь тело. Оковы пали, и свобода их пылко встретила у входа. «Раскрепощённое тело», всё из себя секси, пустилось во все тяжкие.
В истории были и прежде периоды разгула телесных страстей. Однако что-то не припоминается такой эпохи, когда постепенно, но неуклонно болезни – психические, к примеру, – объявлялись нормой, отставание в развитии – «альтернативной одарённостью», а пороки шагали бы так широко, что всё чаще назывались бы правами человека.
Итак, что мы имеем в сухом остатке?
Эпигонство. Есть ли тут искусство? Вон М. Пруст заявил, что ценность «Джоконды» равна ценности обёртки для мыла. А на одном из международных конгрессов по эстетике искусством было предложено считать всё, что признаётся таковым хотя бы одним человеком.
Ещё в 1930-е Р. Музиль показывал, что человека больше нет, остались только его свойства. А если идеи вышли на улицу, с их помощью не возбраняется обосновать что угодно. Самое заветное, тайное и святое в человеческом теле и его действиях легко называют самыми мерзкими словами.
Наконец, практическая исчерпанность табу. На каннибализм, инцест, педофилию. А это конец «раскрепощённого тела». Потому что дальше ехать просто некуда. Ну, сольёмся с родителями в половой активности – так ведь потомство вымрет. Ну, съедим друг друга со сладострастием, больше нас не будет. И педофилией заниматься будет некому и не с кем. Останется, как пророчат высоколобые трансгуманисты, один совершенный постчеловек. Исправленный научно-техническим прогрессом, лишённый половой принадлежности и бессмертный. Который, как «железный конь», по слову Ильфа и Петрова, «взметая стальным скоком пески прошлого, вершит поступь истории, выявляя очередной зубовный скрежет клевещущего врага, на которого уже взметается девятый вал…» Вал свободной руки рынка. А уж рынок, как мы точно знаем, сам всё устроит и управит ко всеобщему благоденствию.