Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 ноября 2023 г.
Литература Интервью

Те, кто в тени

Судьба вселенной зависит от нравственного выбора каждого из нас

28 ноября 2023

Хорошую книгу сложно представить без конфликта. Он всему голова. Ведь именно конфликт помогает персонажам развиваться, меняться, открывать в себе новые черты, а читателю – лучше понять окружающую нас реальность. Игорь Самойлов, современный российский писатель, музыкант, это очень хорошо понимает. Потому и рассказывает о конфликтах на Хрустальных Берегах – в вымышленной вселенной, где за каждым углом может скрываться как опасность, так и благородство. О новой книге, входящей в эту вселенную, – «Аукцион на Джиннии», мы и решили поговорить.

– Игорь, не так давно вышло продолжение романа «Ёрт бы побрал этого Гвидония», за который вы получили премию «Аэлита Старт» в 2019 году. Прошло уже почти четыре года. О чём новая книга?

– О вымышленных событиях, которые, увы, происходят в реальной жизни.

– Как вы определяете жанр, в котором пишете?

– Я бы назвал его фантастическим реализмом. Где слово «фантастический» – лишь прилагательное.

– В последние годы в мире происходит всё больше и больше военных конфликтов. Влияют ли как-то эти события на созданные вами фантастические вселенные?

– Думаю, можно и так сказать. Мой роман «Аукцион на Джиннии» написан год назад, но именно в момент выхода книги в нашей земной, реальной жизни происходят события, которые аллегорически там описываются.

– Да, конфликт между Джиннией и Зайонией, двумя полюсами противостояния в вашем романе, очень сильно напоминает вспышку насилия на Ближнем Востоке…

– Литература всегда предугадывала события. Через образы, через персонажей, через аллегории, мистическим образом предупреждая о том, что может произойти. Этот самый фантастический реализм присутствует уже в моём первом романе – «Ёрт бы побрал этого Гвидония», где легко угадываются акторы современной российской – и не только – действительности. В «Аукционе на Джиннии», продолжении моей серии, он лишь усиливается.

– Получается, что «Аукцион на Джиннии» посвящён конфликту между двумя силами. На протяжении всего романа они борются, сражаются друг с другом, используют все способы для того, чтобы одержать верх и, сохранив свои позиции, стать ещё сильнее. Похожие процессы происходят и между многими современными государствами, и сложно понять, чем вообще всё закончится. Может, в мире Хрустальных Берегов существуют какие-то выходы из конфликтов? Есть ли какие-то решения?

– Это, пожалуй, самое главное. Для ответа на такие вопросы, наверное, и пишутся книги. Показать возможность. Открыть новые пути, донести какой-то новый взгляд на существующий расклад. У главных героев сложный выбор: остаться в привычной, но замшелой парадигме «враг – друг» или попытаться приподняться над этим пониманием. Увидеть, что любой конфликт имеет интересантов. Тех, кто в тени. Тех, кому война нужна для своих личных целей. Понять, что иногда нужно отказаться и от части себя, и даже от семьи и родителей, чтобы найти путь к миру. И сохранить его.

– Вселенная, где происходят события, называется Хрустальные Берега. Почему?

– Наш мир очень-очень хрупок. Он прозрачен. Он тонок и прекрасен, как хрустальная ваза. И так легко разрушить его, уничтожив эту невероятно хрупкую, нежную красоту. И герои романа делают свой нравственный выбор именно потому, что они ценят и любят эту нежность. Хрустальный мир, в котором много плохого, но и много прекрасного, чудесного, доброго, ради чего стоит принести немалые жертвы.

– В тексте «Аукцион на Джиннии» есть один очень любопытный отрывок. «Но и случайности – это лишь проявления закономерности. Так что… Хрустальные Берега потеряли смысл своего существования. Кто-то должен вдохнуть новое и осушить это болото. Деньги, наглая и жестокая эксплуатация, снова деньги, разврат, гедонизм сверх всякой меры, коррупция и гнёт системы. Ложь повсеместная и всеохватывающая… я что-то упустила? Война же являет смыслы. Она даёт ощущение причастности к чему-то большему. Она делит на до и после. Она есть великая новизна». Означает ли это, что наш мир не может существовать без войн? Что война – это органическая часть нашего мироустройства?

– Войны земные – это отражение войн духовных. Давайте просто задумаемся: когда началась первая война в новом мире, сотворённом Богом? Когда Каин убил Авеля? Или ещё раньше, с преступления Адама и Евы? А убийство Авеля – просто закономерное следствие? Мы воспринимаем войну как катастрофу, ведь гибнут люди, разрушаются города, мы теряем своё прошлое, настоящее и будущее. Правильно?

– Правильно.

– Но ведь такое восприятие войны – это относительно недавний продукт человеческого мышления.

– Почему? Ведь описанные выше несчастья – обязательный элемент любой войны с незапамятных времён…

– Сейчас объясню. В библейском мифе война органична. Бог не определяет для евреев, вышедших из Египта, тихое, бесконфликтное место. Он ведёт их на завоевание обещанной земли. Иисус Навин истребляет города вместе с населяющими их детьми и женщинами. Это нормальность того времени. Да, в общем, и с приходом Христа ситуация не сильно меняется. «Не мир пришёл я принести, но меч».

– Вы сказали: в «библейском мифе». А есть ли миф, в котором война и вообще насилие не органичны?

– Все основные мифы самых важных человеческих цивилизаций построены на насилии. Да, они могут по-разному оправдывать насилие, но никогда его не исключают. Давайте вспомним индийский эпос, в главной книге которого – «Бхагавад-гите» – Кришна объясняет царю, почему он должен воевать фактически против своих братьев. И царь идёт и убивает. Вообще, тема мифа и его влияния на человечество более подробно раскрыта в другой моей серии – «Проект 2050». Коротко говоря, мы все пленники мифа. Он тяготеет над нами, он везде и во всём. В том, что мы называем культурным кодом. И в том, чего мы иногда просто не осознаём. Редьярд Киплинг, когда писал про «бремя белого человека» и необходимость нести цивилизацию «полулюдям-полузверям», был органичен своему пониманию мироустройства. В устоявшемся мифе всегда существует разделение на своих и чужих (мы – не они).

– В тексте вашей книги есть Высшие Сидхе, особая каста существ, которая, грубо говоря, «рулит миром». Кому они могут соответствовать в нашей реальности?

– Да-а, луноликие эльфы… Они всегда правы, ведь именно они устанавливают правила. И меняют их, если нужно. Высшие по праву рождения, они дают другим возможность войти в свой клуб избранных. За особые заслуги. Почти как в нашем мире, где «неизвестные отцы» народов решают, быть миру или войне. Но, конечно, не всем это нравится. На Хрустальных Берегах зреет бунт. Вчерашние второсортные царьки тоже хотят быть луноликими. И устанавливать правила. И сколько там погибнет населения, кого это волнует? Луноликих – точно нет.

– Звучит очень мрачно. Кажется, будто никаких выходов из кризиса нет. Или, быть может, есть? Есть ли надежда?

– Конечно, есть. У всех злых персонажей всегда же имеется план. И всё идёт в точности, как они заранее определили. Им всем свойствен «синдром Палпатина»: я всё знаю, я всё предвидел... И в этом – шанс. Появятся герои, маленькие и неказистые, на которых великие не обратят внимания в силу их ничтожности. Но от них, этих невесть откуда взявшихся в нужное время лиц, от их нравственного выбора будет всецело зависеть судьба Хрустальных Берегов.

– И судьба нашего мира тоже?

– И судьба нашего мира будет зависеть от нравственного выбора каждого из нас. Качественное литературное произведение даёт возможность наполнить его своим, личным. Соотнести себя с главными героями. И выбрать сторону. Этот выбор останется в реальности. Если не в вечности.

– Так в чём же надежда?

– Надежда в том, что, пока есть любовь в мире, пусть даже самая её малость, Господь его ещё подержит в Своих ладонях.

Беседу вёл Александр Рязанцев


«ЛГ»-ДОСЬЕ

Игорь Самойлов родился в 1970 году в селе Армизонское Тюменской области. Глава культурного центра «Русская неделя». Член Союза писателей России и Интернационального союза писателей, обладатель Гран-при I Международного литературного фестиваля им. А.С. Пушкина в номинации «Фантастика» (совместно с Вадимом Пановым).

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS