Не так давно я писала в «ЛГ» о «литературе, которую мы потеряли». Имелся в виду курс ХХ века: его проходят (в данном случае это слово обозначает «идут мимо») в одиннадцатом классе российской школы. В начале нынешнего учебного года я потеряла школу (ушла из неё) – школу, потерявшую литературу. Казалось бы, можно умыть руки.
Но двойное отрицание – это, как известно, утверждение. Вот и я опять говорю со старшеклассниками об Ахматовой и Блоке, Цветаевой и Гумилёве. Как такое стало возможным?
В случае с Ахматовой помог юбилей: в этом году «Анне всея Руси» – 130! Когда ЦДЛ предложил провести юбилейный вечер, я со смешанными чувствами – радости, гордости, долга – согласилась. Но, понимая, что на дворе – эпоха визуализации, призвала на помощь артистов театра «Мост». И мы вместе сотворили действо, почти спектакль: никаких длиннот, запинаний, подниманий-спусканий на и со сцены. Предельно лаконично – в духе Ахматовой, предельно информативно – биография, стихи, судьба, предельно честно – любовные романы, взаимоотношения с сыном, «человеческое, слишком человеческое». Презентация большого количества фотографий, голос Ахматовой, романсы на стихи позволили создать образ поэта (на «поэтессу» Анна Андреевна бы обиделась!), каким он видится из XXI века.
Но ведь, кроме Ахматовой, мне удалось рассказать и о других поэтах. Это стало возможным опять-таки благодаря театру.
Дело в том, что именно тогда, когда одни меня из школы «ушли», другие предложили сотрудничество. Ими были руководители театра «Мост». Директор Ирина Большакова поделилась проблемой: в репертуаре театра есть спектакль «Русский авангард» (режиссёр – Г. Долмазян): актёры воскрешают атмосферу легендарного кабаре «Бродячая собака», звучат стихи Маяковского, Гиппиус, Волошина, Мандельштама, песни Вертинского. Поэзия высшей пробы, но для неподготовленного зрителя – terra incognita.
Это хорошо поняли в театре, вот и попросили меня перед началом спектакля (а точнее, в качестве первого действия) читать обзорную лекцию о Серебряном веке. Я – встречно – предложила не просто соединить спектакль с обзором, но и проводить лекции об отдельном поэте с участием артиста, исполняющего его роль в «Русском авангарде».
Нашими зрителями и слушателями были в основном старшеклассники и учителя, но не только: приходили и студенты, и родители с детьми, и пожилые люди – кто-то смотрел «по программе», кто-то – «на вырост», кто-то – чтобы ликвидировать белые пятна в своём образовании («Ведь в советской школе, – как сказала одна пожилая зрительница, – из всего Серебряного века проходили только Блока, Маяковского и Есенина»).
Мы даже перевыполнили план: сделали лекции об обэриутах и «оттепели» (у театра «Мост» есть спектакль «Четыре Любы», где, помимо прочих, героями являются Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава и Ю. Визбор).
Другой коллектив – Московский театральный центр «Вишнёвый сад» – заказал мне литературно-музыкальную композицию «Москва и москвичи». С каким, не побоюсь пафоса, упоением я, москвичка, признавалась в любви родному городу словами Пушкина и Лермонтова, Чехова и Островского, Булгакова и Пастернака, Эренбурга и Симонова. Спектакль (режиссёр – Н. Сахаров) позволил связать XIX и XX век, перекинуть мостик в век XXI и познакомить зрителей и слушателей со стихами А. Дидурова, А. Гедымин, Е. Исаевой. Причём артисты не только читали стихи – они пели, танцевали, влюблялись, погибали.
Параллельно шла интерактивная игра со зрителями: актёры задавали вопросы о том или ином факте или событии из жизни Москвы – тот, кто правильно ответил на три, получал билет на спектакль театра.
Хочу быть понятой правильно: театр не может (и не должен!) заменять школу. Но разве плохо, если он, театр, придёт ей, школе, на помощь и будет – как сформулировал творческое кредо своего коллектива художественный руководитель «Вишнёвого сада» А. Вилькин – «развлекая, просвещать»? Ведь и основной принцип школы – в особенности, нынешней – обучать, играя.