Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 апреля 2025 г.
Культура

Театральное дело Романа Акимова

14 апреля 2025
Акимов Роман - фото Ольга Степанова

Юлия Воробьёва

Фото: Ольга Степанова и Алёна Шестунова

Год назад в Москве произошло важное для театрального сообщества событие – открытие Первой общедоступной театральной мастерской. За этим уже известным для многих названием скрывается значимый авторский проект режиссёра, педагога и исследователя театра Романа Евгеньевича Акимова, направленный на переосмысление самого понятия театрального обучения. Вопреки устоявшимся академическим шаблонам, мастерская создавалась как место художественного поиска и процесса и основана на синтезе различных практик и глубокого философского осмысления театра как пространства познания человека, акта его становления и развития.

Приступив к объединению и консолидации творческих сил и восстанавливая историческую справедливость, проект сразу привлёк внимание как молодых артистов, так и признанных мэтров: ведь теперь в Москве есть общедоступная (а значит, полностью бесплатная) профессиональная театральная мастерская, где известные и независимые педагоги на регулярной основе проводят теоретические и практические занятия.

Прошёл год. Что изменилось? Что удалось? С какими открытиями столкнулись участники и сам руководитель? Мы встретились с Романом Евгеньевичем, чтобы подвести итоги первого года и заглянуть в ближайшее будущее проекта.

– Действительно, прошедший год – или сезон – для нас выдался крайне продуктивным и богатым на события. Главным из них стало успешное расширение нашей творческой деятельности. В связи с этим мы были вынуждены покинуть стены Дома-музея К.С. Станиславского. Это настоящий драматургический поворот и символ обретения самостоятельности, ведь мастерская вырвалась из-под крыла и начала свой полный приключений полёт.

Для участников это было очень грустное событие: для многих Дом-музей К.С. Станиславского стал важным местом в их жизни, вторым домом. Мы очень благодарны нашим коллегам и по сей день остаёмся с ними в тёплых отношениях – тем более что мы недалеко от них, напротив памятника Муслиму Магомаеву, в пространстве «Брюсов-Холл», который находится по адресу Вознесенский переулок, 14.

Сейчас Первая общедоступная театральная мастерская включает в себя уже шесть действующих мастерских: это привычная для всех мастерская системы Аутоника, мастерская режиссёрского искусства, мастерская пластического театра и современной хореографии, мастерская философии, вступительная мастерская, мастерская вокала и хорового искусства. Более того, мы успешно интегрировали в свою деятельность новую систему управления и переосмыслили саму структуру и идею мастерских: теперь это взаимосообщающиеся элементы, усиливающие друг друга. Всё это хитрое сплетение обретает фокус и кульминацию в сценической художественной деятельности – постановке спектаклей.

Спектакль Стойкий оловянный солдатик - фото Алёна Шестунова

Теперь стать участником можно не только через творческие вступительные экзамены, которые проходили дважды в год, но и через творческую инициативу. Специально для этого была создана вступительная мастерская, участие в которой открывает поэтапный доступ к занятиям в других мастерских.

Также хочется упомянуть о наших талантливых и подрастающих участниках. Исходя из педагогической и просветительской миссии, мы организовали возможность постоянного участия для десяти ребят. Мы считаем, что для ребёнка, подростка, творческая среда является важным стимулом развития. Уверен, что в ближайшем будущем многие из них получат возможность стать участниками профессионального спектакля.

Отвечая на вопрос, удалось ли нам увеличить количество участников, сразу скажу: в этом никогда особых проблем не было. Если взять выполненные и заявленные показатели, поставленные перед правительством Москвы и Комитетом общественных связей и молодёжной политики, то можно говорить об увеличении благополучателей более чем в три раза. А если быть точным – в четыре с половиной, что отражает действительно высокий интерес и необходимость не только для москвичей и гостей столицы, но и для всего культурного пространства.

Проектных профессиональных аналогов, подобных Первой общедоступной театральной мастерской, в Российской Федерации нет – как нет их и в международном пространстве. В этом заявлении нет пафоса. Мы будем только рады, если подобные идеи будут реализовываться, и со своей стороны всегда готовы способствовать их осуществлению и делиться наработанным опытом.

Совершенно забыл упомянуть об очень радостном для всех нас событии: о нашей мастерской снимается документальный фильм, премьера которого состоится уже этим летом!

– Какие спектакли и проекты были успешно реализованы за этот период? Как они были восприняты публикой?

– За прошедший сезон было создано и продемонстрировано зрителю четыре спектакля. «Макбет» по пьесе У. Шекспира в моём прочтении; «Герой нашего времени» по роману М.Ю. Лермонтова в постановке Елизаветы Матвиевич; «Быть и казаться» – поэтический эксперимент в постановке Ивана Дементьева; четвёртый спектакль «Стойкий оловянный солдатик» по рассказу Х.К. Андерсена стал знаковым международным театральным событием России – СНГ и особым явлением в московском культурном пространстве. Для нас это был переход от локального театра к международному культурному высказыванию. В связи с успехом спектакля Международным комитетом Государственной думы Российской Федерации была оказана государственная поддержка в организации большой пресс-конференции в ТАСС.

После каждого из спектаклей проходили не только фотосессии с артистами, но и творческие встречи, где каждый зритель мог задать вопрос и высказать своё мнение. Негативных отзывов не было. Но даже если бы и были – это нормальная часть любого творческого процесса. Самое страшное – равнодушие. Мы очень ценим и уважаем всех, кто приходит к нам.

– Вы упоминали о подготовке книги о мастерской. Была ли она опубликована и каковы отзывы профессионального сообщества?

– Да, в декабре 2024 года вышла книга – она так и называется: «Первая общедоступная театральная мастерская». А уже в апреле 2025 года вышло её английское издание – The First Public Theatre Guild. Перевод – не маркетинговый жест, а приглашение к самому широкому диалогу с международным сообществом. Мы говорим на языке творчества – самом универсальном и чувственном языке человечества. В этом отношении нам есть что рассказать и чем поделиться.

Приобрести книгу можно из любой точки мира – любым удобным способом. Это первая работа, документирующая художественный процесс нашей мастерской, открывшейся в непростое время Московского художественного театра в Доме-музее К.С. Станиславского. Она рассказывает о поиске творческих решений, где традиции театрального искусства сочетаются с новаторскими подходами к актёрскому мастерству. Это история внутреннего поиска и раскрытия творческих возможностей, которая будет интересна как профессионалам, так и всем, кто стремится понять глубину театрального процесса.

Что касается отзывов театрального сообщества – не могу сказать определённо. Оно ведь не является чем-то единым – это было бы абстрактно. Кто-то лично поздравлял и делился впечатлениями, кто-то – просто или непросто – но наблюдает со стороны. Это нормальный человеческий процесс. Мы получаем много комментариев и благодарностей от читателей со всего света: для многих эта книга – единственная возможность стать пусть ненадолго, но частью нашего творческого, созидательного процесса.

Репетиция в Мастерской вокала и хорового искусства - Алёна Шестунова

– Какие цели и задачи вы ставите в этом сезоне? Планируется ли расширение направлений обучения или запуск новых проектов?

– Сейчас, помимо образовательного процесса с участниками, организации творческих встреч и открытых занятий, мы занимаемся созданием двух масштабных спектаклей.

Первый из них – «Эманация тьмы» – станет первой частью трилогии «Человек пробудившийся». Это размышление о докосмическом хаосе, воплощении отрицания всякого порядка – как в человеческом понимании, так и в восприятии мира.

Второй спектакль – «Превращение» по одноимённой повести Франца Кафки.

Сейчас весь фокус внимания сосредоточен на этих, несомненно, объёмных по творческому процессу спектаклях.

Что касается расширения направлений: такие идеи есть – например, профессиональная мастерская кино и мастерская скульптуры. Однако для их открытия требуются дополнительные ресурсы, сейчас стоит острая необходимость в независимой инфраструктуре, собственном пространстве – для дальнейшего роста.

– Как вы оцениваете свой опыт руководства за этот период?

– Самого себя оценивать невозможно – да и, как мне кажется, это признак дурного тона. Могу лишь сказать, что для меня огромное счастье быть автором и художественным руководителем этого проекта – важного дела для театрального культурного пространства.

Тэги: Театр
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Театр «Торикос» – «Ничейный остров»?

    16.05.2025
  • Не убивайте ангела в себе

    06.11.2024
  • ГАБТовские «Байки» для детей и взрослых

    19.10.2024
  • Принято «большинством голосов»

    17.10.2024
  • Фестиваль «Музыкальное сердце театра»

    19.09.2024
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS