
Юлия Воробьёва
Фото: Ольга Степанова и Алёна Шестунова
Год назад в Москве произошло важное для театрального сообщества событие – открытие Первой общедоступной театральной мастерской. За этим уже известным для многих названием скрывается значимый авторский проект режиссёра, педагога и исследователя театра Романа Евгеньевича Акимова, направленный на переосмысление самого понятия театрального обучения. Вопреки устоявшимся академическим шаблонам, мастерская создавалась как место художественного поиска и процесса и основана на синтезе различных практик и глубокого философского осмысления театра как пространства познания человека, акта его становления и развития.
Приступив к объединению и консолидации творческих сил и восстанавливая историческую справедливость, проект сразу привлёк внимание как молодых артистов, так и признанных мэтров: ведь теперь в Москве есть общедоступная (а значит, полностью бесплатная) профессиональная театральная мастерская, где известные и независимые педагоги на регулярной основе проводят теоретические и практические занятия.
Прошёл год. Что изменилось? Что удалось? С какими открытиями столкнулись участники и сам руководитель? Мы встретились с Романом Евгеньевичем, чтобы подвести итоги первого года и заглянуть в ближайшее будущее проекта.
– Действительно, прошедший год – или сезон – для нас выдался крайне продуктивным и богатым на события. Главным из них стало успешное расширение нашей творческой деятельности. В связи с этим мы были вынуждены покинуть стены Дома-музея К.С. Станиславского. Это настоящий драматургический поворот и символ обретения самостоятельности, ведь мастерская вырвалась из-под крыла и начала свой полный приключений полёт.
Для участников это было очень грустное событие: для многих Дом-музей К.С. Станиславского стал важным местом в их жизни, вторым домом. Мы очень благодарны нашим коллегам и по сей день остаёмся с ними в тёплых отношениях – тем более что мы недалеко от них, напротив памятника Муслиму Магомаеву, в пространстве «Брюсов-Холл», который находится по адресу Вознесенский переулок, 14.
Сейчас Первая общедоступная театральная мастерская включает в себя уже шесть действующих мастерских: это привычная для всех мастерская системы Аутоника, мастерская режиссёрского искусства, мастерская пластического театра и современной хореографии, мастерская философии, вступительная мастерская, мастерская вокала и хорового искусства. Более того, мы успешно интегрировали в свою деятельность новую систему управления и переосмыслили саму структуру и идею мастерских: теперь это взаимосообщающиеся элементы, усиливающие друг друга. Всё это хитрое сплетение обретает фокус и кульминацию в сценической художественной деятельности – постановке спектаклей.

Теперь стать участником можно не только через творческие вступительные экзамены, которые проходили дважды в год, но и через творческую инициативу. Специально для этого была создана вступительная мастерская, участие в которой открывает поэтапный доступ к занятиям в других мастерских.
Также хочется упомянуть о наших талантливых и подрастающих участниках. Исходя из педагогической и просветительской миссии, мы организовали возможность постоянного участия для десяти ребят. Мы считаем, что для ребёнка, подростка, творческая среда является важным стимулом развития. Уверен, что в ближайшем будущем многие из них получат возможность стать участниками профессионального спектакля.
Отвечая на вопрос, удалось ли нам увеличить количество участников, сразу скажу: в этом никогда особых проблем не было. Если взять выполненные и заявленные показатели, поставленные перед правительством Москвы и Комитетом общественных связей и молодёжной политики, то можно говорить об увеличении благополучателей более чем в три раза. А если быть точным – в четыре с половиной, что отражает действительно высокий интерес и необходимость не только для москвичей и гостей столицы, но и для всего культурного пространства.
Проектных профессиональных аналогов, подобных Первой общедоступной театральной мастерской, в Российской Федерации нет – как нет их и в международном пространстве. В этом заявлении нет пафоса. Мы будем только рады, если подобные идеи будут реализовываться, и со своей стороны всегда готовы способствовать их осуществлению и делиться наработанным опытом.
Совершенно забыл упомянуть об очень радостном для всех нас событии: о нашей мастерской снимается документальный фильм, премьера которого состоится уже этим летом!
– Какие спектакли и проекты были успешно реализованы за этот период? Как они были восприняты публикой?
– За прошедший сезон было создано и продемонстрировано зрителю четыре спектакля. «Макбет» по пьесе У. Шекспира в моём прочтении; «Герой нашего времени» по роману М.Ю. Лермонтова в постановке Елизаветы Матвиевич; «Быть и казаться» – поэтический эксперимент в постановке Ивана Дементьева; четвёртый спектакль «Стойкий оловянный солдатик» по рассказу Х.К. Андерсена стал знаковым международным театральным событием России – СНГ и особым явлением в московском культурном пространстве. Для нас это был переход от локального театра к международному культурному высказыванию. В связи с успехом спектакля Международным комитетом Государственной думы Российской Федерации была оказана государственная поддержка в организации большой пресс-конференции в ТАСС.
После каждого из спектаклей проходили не только фотосессии с артистами, но и творческие встречи, где каждый зритель мог задать вопрос и высказать своё мнение. Негативных отзывов не было. Но даже если бы и были – это нормальная часть любого творческого процесса. Самое страшное – равнодушие. Мы очень ценим и уважаем всех, кто приходит к нам.
– Вы упоминали о подготовке книги о мастерской. Была ли она опубликована и каковы отзывы профессионального сообщества?
– Да, в декабре 2024 года вышла книга – она так и называется: «Первая общедоступная театральная мастерская». А уже в апреле 2025 года вышло её английское издание – The First Public Theatre Guild. Перевод – не маркетинговый жест, а приглашение к самому широкому диалогу с международным сообществом. Мы говорим на языке творчества – самом универсальном и чувственном языке человечества. В этом отношении нам есть что рассказать и чем поделиться.
Приобрести книгу можно из любой точки мира – любым удобным способом. Это первая работа, документирующая художественный процесс нашей мастерской, открывшейся в непростое время Московского художественного театра в Доме-музее К.С. Станиславского. Она рассказывает о поиске творческих решений, где традиции театрального искусства сочетаются с новаторскими подходами к актёрскому мастерству. Это история внутреннего поиска и раскрытия творческих возможностей, которая будет интересна как профессионалам, так и всем, кто стремится понять глубину театрального процесса.
Что касается отзывов театрального сообщества – не могу сказать определённо. Оно ведь не является чем-то единым – это было бы абстрактно. Кто-то лично поздравлял и делился впечатлениями, кто-то – просто или непросто – но наблюдает со стороны. Это нормальный человеческий процесс. Мы получаем много комментариев и благодарностей от читателей со всего света: для многих эта книга – единственная возможность стать пусть ненадолго, но частью нашего творческого, созидательного процесса.

– Какие цели и задачи вы ставите в этом сезоне? Планируется ли расширение направлений обучения или запуск новых проектов?
– Сейчас, помимо образовательного процесса с участниками, организации творческих встреч и открытых занятий, мы занимаемся созданием двух масштабных спектаклей.
Первый из них – «Эманация тьмы» – станет первой частью трилогии «Человек пробудившийся». Это размышление о докосмическом хаосе, воплощении отрицания всякого порядка – как в человеческом понимании, так и в восприятии мира.
Второй спектакль – «Превращение» по одноимённой повести Франца Кафки.
Сейчас весь фокус внимания сосредоточен на этих, несомненно, объёмных по творческому процессу спектаклях.
Что касается расширения направлений: такие идеи есть – например, профессиональная мастерская кино и мастерская скульптуры. Однако для их открытия требуются дополнительные ресурсы, сейчас стоит острая необходимость в независимой инфраструктуре, собственном пространстве – для дальнейшего роста.
– Как вы оцениваете свой опыт руководства за этот период?
– Самого себя оценивать невозможно – да и, как мне кажется, это признак дурного тона. Могу лишь сказать, что для меня огромное счастье быть автором и художественным руководителем этого проекта – важного дела для театрального культурного пространства.