Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 апреля 2025 г.
  4. № 15 (6979) (16.04.2025)
Литература Библиосфера Гипертекст

Тем желаннее, чем солоней

20 апреля 2025

Юлия Скрылёва

Григорий Медведев. Ночной редактор. – М.: Наш современник, 2024. – 55 с.

Поэтическая книга Григория Медведева «Ночной редактор», изданная в рамках Международной литературной премии имени Александра Казинцева, предлагает читателю взглянуть на действительность с необычного ракурса. Автор не раз обращается к образам, связанным с чёрно-белой фотографией, возникает своего рода ретроспектива:

Восемьдесят – наступал – девятый

надлежащий год от Рождества,

мрачноватый и шероховатый,

как плита ограды ПО-2.


Это всё осталось чёрно-белым.

Дальше кадр засвечен – прочерк, мгла.

Снова вспышка: первым оробелым

бледно-жёлтым роза зацвела

(лепестки теперь уже нечётки,

но мерцают тускло изнутри).

А потом на быстрой перемотке

августы мелькнут и сентябри.


Между событиями прошлого и современностью – непреодолимая пропасть. Разрыв ощущается столь болезненным, словно та, другая, бывшая жизнь больше не принадлежит лирическому герою, но в то же время она занимает едва ли не центральное место в его памяти: «Чёрно-белая фотография, / мемуар такой без заглавия... / И не знаю, насколько вправе я / говорить от того лица». Будущее представляется «непролазными дебрями», а человеческая жизнь словно утрачивает свою ценность, её смысл ускользает: «Не попрощавшись, как чужие, / расходимся по одному / жить дальше жизни небольшие, / уже не помня почему». Тема памяти, воспоминаний – одна из важнейших в книге. Полно и ярко она раскрывается, например, в стихотворении «Счастья нет, но есть зима и море…».

А вот такой пример: «Помнишь, в родном городе у нас ватой / с блёстками, серебряным дождиком и т.д. / для красоты рождественской бедноватой / между стёкол зазоры выстилали везде?» Последняя строфа этого стихотворения – с оттенком светлой грусти: «Предвкушение счастья – такая осталась причуда / от тех ватой проложенных, предновогодних дней, / мало сбылось, что загадывал по дороге оттуда. / Но тем-то оно и желаннее, чем солоней».

Поэт – мастер сильных финалов. Так, лирический герой стихотворения «Я выжидаю, чтобы не портить кадр…» наблюдает за мужчиной, фотографирующим женщину («ракурс он ищет за пару минут до заката», «Сразу понятно: профи работает, а она / так ему улыбается, так в этот миг красива»). Оно заканчивается следующими строками:

Свет на лицо ей падает, на плечо,

свет уходящий, и удлиняет тени.

Этот старик, слепая его жена,

и ничего не зависит от объектива.


Григорий Медведев точен и лаконичен в высказываниях. Это придаёт стихам оттенок документальности, и зачастую именно такие строки воздействуют на читателя особенно сильно:

Солдат на правой стоит одной,

а левой и след простыл.

Потому что нет у него запасной –

опирается на костыль.


Во второй строфе поэт работает на контрасте, ещё более усиливая впечатление: «У меня недельный уже загар, / во-первых, а во-вторых, / я собираюсь наведаться в бар / сейчас на своих двоих», третья – раскрывает читателю подробности, связанные с баром (вернее, пабом), и, наконец, финальные четыре строки стихотворения завершаются повисшим в воздухе вопросом: 

И он возле входа – непреодолим.

Как же мне внутрь зайти,

чтобы глазами не встретиться с ним

и взгляда не отвести?


Поэтику Григория Медведева отличает нетривиальность образов и пестрота рифм, то очевидных (большой – душой), то неточных, будто небрежно вброшенных в стихотворение (вязом – глазом), то неожиданных (масла – намазала).

Мотив отсутствия душевного спокойствия и теплоты в стихах Медведева словно уравновешивается, например, следующими строками (здесь – снова воспоминания):

И другую землю вспомнил я

и другое время даровое:

как лежал – под головой рука –

слушал сосны в забытье счастливом

и не знал, что гонит облака

ветер к этой бухте и проливам.


В конце книги помещены стихи с эпиграфами – из О. Чухонцева, К. Батюшкова, Р. Фроста, М. Кузмина. Завершает сборник поэма «Муравьиная песнь». Всё его содержание производит впечатление цельного произведения, своеобразного гимна памяти, документирования настоящего, с каждым мгновением утекающего в прошлое. Книгу можно сравнить с фотоальбомом, листая который вспоминаешь и заново обретаешь себя. 

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Юлия Скрылёва

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS