Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 октября 2025 г.
Культура

Тень, знай свое место!

Премьера знаковой пьесы Евгения Шварца на сцене петербургского Театра Комедии

27 октября 2025

Мария Фомина-Семанова, искусствовед

Прошло ровно 85 лет с первой постановки пьесы «Тень» в режиссуре и художественном оформлении самого Николая Акимова на сцене созданного им Театра Комедии. Свой сезон театр его имени открыл новой постановкой пьесы, ставшей символом акимовского театра.

Уже афиша и программка настраивают на перекличку с первым спектаклем — это знаменитая остро-графическая, на грани сюрреализма лаконичная рисовальная манера Николая Акимова. Но спектакль — совсем иной по звучанию и стилю, чем предыдущая версия «Тени», которая с успехом шла двадцать лет и тоже в постановке Татьяны Казаковой. Там блистали актеры старшего поколения, включая незабвенного Михаила Светина в роли министра финансов. Здесь — молодые исполнители, недавно влившиеся в труппу театра.

Романтичный и немного нелепый Ученый (Егор Палько), гротескный и устрашающий в своей змеиной пластичности Егор Линников в роли Тени, очаровательная и изменчивая Принцесса (Анна Гречишкина, уже знакомая нам по блестящему дебюту в «Школе злословия»), простая девушка Аннунциата, способная на глубокую любовь (острохарактерная Виктория Криулина).

На фоне пустого пространства сцены, у окна с проекциями неба разворачивается философская сказка с социальным подтекстом. Как всегда у Шварца, известный сюжет преломляется в остросовременном ключе, обращается к опыту зрителя-читателя ХХ века, века войн, революций, тоталитарных систем и разочарования во всех идеологиях. Нынешний зритель, захваченный вихрем медиа, меняющихся картинок, мелькающих видео, увидит в спектакле вечную историю про любовь истинную и ложную. Но также и историю про общество, про власть денег и про соблазн самой власти как отдельной силы, поглощающей души и жизни. Про попытку лжи пробраться на место правды, войну назвать миром, а уродство — красотой. Оказывается, антиутопия — это не только Замятин, Хаксли или Оруэлл, но и советский драматург, живший и творивший в самые что ни на есть роковые исторические времена. Отсюда вновь актуальный эзопов язык Шварца, его обращение к «безобидной» сказочной форме, перелицовка классического сюжета на современный лад. Но, как это часто бывает с классикой, вневременной характер ее идей, ее морали, ее истин оказывается востребованным в разные эпохи, будь то сталинское предвоенное время, годы «оттепели» и или наш развитой олигархизм.

Помимо тонко разыгранной линии лирического треугольника (Ученый — Принцесса — Аннунциата), помимо противостояния света и его Тени, особый отклик зала вызывают диалоги «хозяев жизни» - первого министра (Сергей Романюк) и министра финансов (Виталий Куклин). В их игре на грани гротеска, фарса и политической сатиры проступают узнаваемые черты и личины современного мирового политикума. Сцена праздника «лучших людей государства» становится парафразом к к балу сатаны у Булгакова или сценам оргий и ритуалов тайных лож в фильме Кубрика «С широко закрытыми глазами». Здесь стоит отметить роль костюмов (известный мастер своего дела Ирина Чередникова), то светлых одежд веселых и нищих горожан, то черных бальных туалетов и демонических масок высшего общества.

В зале был аншлаг, много молодых зрителей, которые наверняка до этого не читали и не видели Шварца. В наше время перелицовки классики, ее искажения в угоду режиссерскому самовыражению, прямая и честная работа с текстом, ставка на актера, стремление «достучаться до небес» - до зрительских сердец — поистине бесценна. Татьяна Казакова, как всегда, самозабвенно репетирует, сохраняя эту замечательную традицию русского репертуарного театра: много и вдумчиво работать с актером над его ролью. И работа актера над собой очень сказывается на характере спектакля. Ведь это не однодневка, а один из главных гвоздей афиши акимовского театра. Спектакль для всех поколений, для всех периодов нашей истории. Такой истории, какой нам ее судил Бог.

Обсудить в группе Telegram

Мария Фомина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Экспресс «Станция Сибирь» ‒ 7 лет в пути

    06.11.2025
  • Документальная фантасмагория в атмосфере Ночи искусств

    06.11.2025
  • «Самое сложное – сыграть дар»

    06.11.2025
  • Архип Куинджи: свет души человеческой

    05.11.2025
  • Архипелаг театральной правды

    05.11.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Сериал Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Фильм Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS