– На днях в Якутске намечается открытие самой северной армянской церкви.
– Это сколько же армян в Якутии, что уже церковь построили?
– Можешь поехать и сама всё узнать. Поедешь?
– С удовольствием!
Диалог между Зорием Балаяном и мной (Л.И.)
И вот летим в Якутск… Красно-оранжевый закат солнца, а буквально почти вслед – молочно-голубой горизонт и рождение нового дня с ярко-жёлтым золотом солнца. Из иллюминатора взгляду открывались тысячи километров пустынной земли, окроплённой озёрами, причудливыми зигзагами рек и бесчисленных притоков. При обзоре сверху кимберлитовых трубок (месторождение алмазов) поневоле возникали некие неземные – инопланетянские образы и думы… Но всё это – совершенно иной разговор и для других страниц. А здесь и сейчас расскажем об очередной «Малой Армении».
7 сентября в Якутске открылась самая северная армянская церковь – Сурб Карапет (Святой Карапет, т.е. Святой Иоанн Предтеча), единственная в зоне вечной мерзлоты. В присутствии многочисленных представителей местной армянской общины и гостей глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Езрас Нерсисян провёл чин освящения церкви и богослужение. А затем владыка Езрас провёл обряд крещения пяти армянских детей.
Под строительство церкви и культурного центра городским округом был выделен участок на Хатынг-Юряхском шоссе. Кстати, представители городских властей Якутска, впечатлённые величием возведённого храма, выразили искреннее сожаление, что в своё время не отдали под застройку землю в центре города. Церковь названа в честь «Мушского Святого Карапета» в провинции Муш, который некогда был одним из главных религиозных и образовательных центров Западной Армении. Монастырь основал сам Григорий Просветитель в IV веке – на мощах Иоанна Крестителя, а потому и соответственно носил имя Предтечи. После геноцида 1915 года в Муше армян не осталось, турецкое правительство взорвало монастырь и переселило в эту местность курдов, которые использовали монастырские хачкары и декоры как подручный строительный материал. От монастыря почти ничего не осталось, а под единственной уцелевшей стеной курдские женщины ныне сушат шерсть...
Нет сомнения, что для проживающих в Якутске армян 7 сентября 2014 года станет одной из самых важных и запоминающихся дат – на века, если не навсегда! Ведь возведение церкви – это многоступенчатое метафизическое строительство: кладёшь фундамент – собираешь единомышленников, строишь церковь – сплачиваешь своих соплеменников, освящаешь здание – утверждаешь своё присутствие в данной местности… А потом сама церковь начинает своё духовное строительство – крест не допустит забвения истоков и корней, шараканы (армянские духовные песни) не позволят удалиться от родного языка, а тысячелетние сакральные обряды воспрепятствуют отстранению от традиций предков. Как бы далеко от родины и где бы ни находился армянин!
Не секрет, что по историческим или генетически национальным причинам церковь для армян имеет куда большее значение, нежели лишь место для предстояния и приобщения к Богу. Так уж сложилось, что по всему миру армянские церкви становятся центрами сохранения армянства – где звучит армянская речь, где крестят и венчают, согласно канонам ААЦ, где пребывают в уверенности, что так же поступят и дети детей их, и внуки внуков…
Здесь же, в Якутске, в большой мере этому будет способствовать ещё и построенный рядом с храмом культурно-общественный центр, в котором расположатся воскресная школа, конференц-зал, актовый зал и офис Союза армян города. Презентацию центра предполагают провести уже к концу этого года. В день же открытия храма были установлены бюсты двум выдающимся армянам современности – известного российского исследователя Арктики и Антарктики, крупного учёного-океанолога Артура Чилингарова и самого известного армянина Якутии композитора Гранта Григоряна – основоположника якутской композиторской школы. Здесь же, во дворе церкви, поставили также и два хачкара.
На торжественном обеде, организованном в честь освящения церкви Святой Карапет, от имени министра диаспоры Грануш Акопян замминистра Серж Срапионян вручил золотую медаль председателю Союза армян Якутска Хорену Саакяну, а почётных грамот министерства удостоились члены общины – Сос Варжапетян, Рафик Манукян, Вачаган Варжапетян, Ашот Карапетян и Самвел Казарян. Следует отметить, что местные власти, в свою очередь, также отметили наградами наиболее активных участников строительства церкви…
По причине очень короткого нашего пребывания в столь далёком краю нам пришлось в перерывах между мероприятиями хоть в какой-то мере успеть ознакомиться с местными достопримечательностями. С чисто армянским радушием свои услуги предложил октемберянец (район в Армении) Айваз Хачатрян, который жил в Якутске более двух десятков лет. Интересен тот факт, что многих армян можно считать якутскими долгожителями. Некоторые из них ещё молодыми оказались в краю вечной мерзлоты, там же работали, получали образование, обзаводились семьями, основывали свой бизнес. Словом, обосновывались прочно и надолго. Понятно, что это связано с возможностью больших заработков, ради обретения которых человек склонен преодолевать много трудностей. Кстати, по данным Первой всеобщей переписи Российской империи 1897 г., в Якутской области находились на жительстве 19 армян – 17 мужчин и 2 женщины, а сейчас их уже 5000. Значительное число живущих в Якутии армян обосновалось ещё в советское время, так что не следует связывать рост численности армянской общины исключительно с нынешней экономической ситуацией в РА и миграцией. Трудно, конечно, представить привыкших к солнцу и жаре армян в диаметрально противоположных климатических условиях. Если в Армении обычно с марта по октябрь стоит тёплая, почти летняя погода, то в Якутии апрель и октябрь считаются зимними месяцами. Наши соотечественники в основном занимаются строительством, и, по всей видимости, им ещё долго придётся пребывать в статусе крайней востребованности, поскольку Якутск строится и расширяется. Дома здесь строят на сваях. В зависимости от этажности и тяжести (если можно так выразиться) здания сваи забивают на глубину от трёх до двенадцати метров. К примеру, церковь Сурб Карапет стоит на 12-метровых сваях, причём – в болотистой местности. А болот здесь хватает. Так, во время весеннего паводка уровень Лены поднимается на 5–8 метров, и всё вокруг оказывается в плену водной стихии. Берег реки на выезде из города сплошь застроен деревянными домиками, которые весной постоянно оказываются под водой. Когда же уровень Лены спадает, жители топят печи и просушивают свои жилища от сырости и влаги. Глядя на эту величавую и по озёрному спокойную реку, трудно представить её сокрушительную мощь в период весеннего разлива. Но ещё труднее представить, как удаётся местным жителям всего лишь за 3–4 коротких тёплых месяца так высушить свои деревянные жилища, чтобы в них пережить-переждать 8–9 запредельно морозных, по нашим меркам, месяцев.
Должна признаться – я прекрасно осознаю, что эти вот мои путевые рассказы о Якутии даже по-интернетовски не точны, а скорее, эмоционально восторженны. Причину же склонна видеть в самом факте открытия церкви, а это сакральное действо поистине считаю проявлением героизма местной общины, равно как и неоспоримым доказательством их желания сохранить свой армянский ген и национальную самоидентичность. Но вместе с тем всё увиденное и услышанное было настолько захватывающим и экзотичным, что нельзя не поделиться впечатлениями. Кстати, словосочетание «экзотическая страна» лично у меня всегда ассоциировалось с щедрым солнцем и океанским побережьем. А оказалось – нет… вот чем же не экзотика арбузные грядки на Крайнем Севере? Да не только арбузные…
По прибытии в Якутск ранним утром нас сразу же да с чисто армянским хлебосольным радушием повезли кормить. Сугубо по времени и с большой натяжкой можно было бы считать это завтраком, а по сути и обильному содержанию застолья – настоящим обедом. Не сомневаясь, что свежие и вкусные помидоры, зелень и огурцы привозные, спросили – откуда привозят? Нам ответили, что стол заставлен исключительно местной сельхозпродукцией, которую, дескать, недалеко отсюда и выращивают. Напросились на экскурсию – убедиться воочию. Нас повезли на овощной рынок за городом. Было удивительно и как-то смешно видеть огромнейший огород с участками, отведёнными под всевозможные овощные культуры Большой земли – помидоры, баклажаны, перец, кукурузу, укроп, капусту, картошку… всё!
Оказывается, корейцы умудрились благодаря неким заумным технологиям обеспечивать якутян в летние месяцы свежими и экологически чистыми овощами. Вот тебе и «страшная» вечная мерзлота. Кстати, почему-то сразу подумалось, что здесь совершенно неприемлема известная пословица – «не рой другому яму…». Всё одно – больше метра не выроешь.
Но вернёмся к экзотике, которой переполнена местность Ус Хатын, где традиционно проходит самое главное празднество Якутии – Ысыах. По сути, это якутский Новый год, который отмечают в конце июня. По сбивчивым рассказам, конечно, не представишь всё очарование этого праздничного действа, но невозможно не почувствовать мощную энергетику местности, где тут и там вздымаются вверх деревянные скульптуры, удивительно тонкой резьбы. Украшением Ус Хатына, несомненно, был устремлённый в прозрачное и высокое синее небо столб (сэргэ) с инкрустированной металлической поверхностью. Сэргэ, согласно поверьям, исполняет желания: надо лишь бросить монетку, три раза обойти столб и, обхватив его руками, замереть – загадать желание. Щедрая россыпь монеток вокруг столба – явное свидетельство того, что многие и не сомневаются в силе магических объятий со священным столбом. В Ус Хатыне связь с природой ощущается почти физически – то ли от непривычного для горожанина чистейшего воздуха, то ли от обилия культовых сооружений, или же от глубинного осознания того, что находишься на самом краю земли. И смутно улавливаешь, почему саха считают себя детьми природы. И уже не удивляешься, что в XXI веке якутские охотники в лесу оставляют еду для выгнанного из стаи старого одинокого волка Майа, как их предки на охоте кормили «Байанай» – дух охоты и удачи…
Жаль, конечно, что ограниченное время и плотный график не позволили больше узнать об этой бескрайней и удивительной земле. Однако уезжали оттуда с лёгким сердцем – от осознания того, что этот суровый и холодный край тепло принял наших соотечественников, и церковь Сурб Карапет тому яркое свидетельство!
ЕРЕВАН–ЯКУТСК–ЕРЕВАН
P.S. Хочу поделиться ещё одним наблюдением. По возвращении домой прочитала про Якутию и поймала себя на том, что нынешние санкции со стороны европейских государств по отношению к России показались мне просто смешными. Ведь одна только Якутия настолько богата природными ресурсами – алмазы, золото, нефть и газ, многие металлы, а также – 700 000 рек и 800 000 озёр и др., что может весь мир накормить. В наш век высоких технологий всё это реально используемо и имеет несказанно высокую цену, уж не говоря о том, что никакие экономические и политические реалии не могут заставить европейских и американских дам отказаться от чистейших якутских бриллиантов, а господ – от вкуснейшей икры…