Евгения Кривицкая
Зал «Зарядье» уже не в первый раз принимает народного артиста России и Татарстана Александра Сладковского и его коллектив: осенью они привозили сочинения Александра Скрябина, теперь соединили Первый скрипичный концерт Шостаковича и Первую симфонию Малера и не прогадали. Эти композиторы, в чьем творчестве высокая трагедийность соседствует с едкой иронией, доходящей до гротеска, сейчас особенно востребованы и созвучны времени. Тому подтверждение – полный зал, искренние продолжительные овации благодарных слушателей, переживших вместе с музыкантами два часа напряженных поисков ответов на «последние вопросы».
В Концерте Шостаковича солировал выдающийся скрипач нашего времени Вадим Репин. И это не фигура речи – его интерпретация отличалась одновременно выверенностью драматургии, страстностью высказывания, перфектной отделкой деталей. Свобода, с которой он выражал себя, взаимодействовал оркестром и дирижером, была поразительной. Вадим Репин признался, что попросил маэстро Александра Сладковского взять бразды в свои руки, «предложить концепцию». «Ведь это настоящая симфония, тут оркестр не аккомпанирует, а существует на равных с солистом. От того, как мы возьмем темп в первой части, зависит, как я потом сыграю каденцию. Каждый раз это непредсказуемо», – рассказал после исполнения Репин. «Мы давно выступаем вместе, и в первого же раза у нас возникло полное доверие», – подтверждает Сладковский.
Скрипичный концерт стал захватывающим путешествием в мир грез и инфернальных видений. Длинный, выразительный монолог скрипки в первой части разворачивался на угрожающе-тревожном фоне оркестра, предвещавшим недоброе. Намеки стали явью в Скерцо, пронизанном авторской музыкальной монограммой DSCH. Картины дантовских кругов ада, разгул бесовского шабаша – именно так исполняли эту часть Репин и ГАСО РТ. Пассакалия и каденция не принесли видимого облегчения, овеянные мрачными тенями, а вот финал стал картиной праздника – безудержного, стихийного, сметающего все на своем пути. Такие интерпретации отвечают темпераменту Александра Сладковского, который сумел вовлечь в этот вихрь эмоций и внешне сдержанного Вадима Репина, и Госоркестр Татарстана.
Не менее масштабной получилась у дирижера и Первая симфония Малера: она давно в репертуаре ГАСО РТ, в 2016 году (к 150-летию композитора) выходила ее запись на фирме «Мелодия», но сейчас Сладковский нашел новые краски и подходы к этой музыке.
Эта симфония очень важна в биографии Малера, ведь в ней он сразу нащупал главную тему всего своего творчества – противостояние художника косному обществу. Несмотря на общее название «Титан», первая часть прозвучала на удивление прозрачно, с притягивающими внимание пиано у медных духовых. Такой европейский саунд нечасто встретишь у российских оркестров, и Сладковский сумел этим удивить московских меломанов. Вторая часть была выстроена на контрасте нарочито грубоватого крестьянского лендлера и трио – изысканного вальса, возникшего как воспоминание о чем-то прекрасном. Смысловым центром симфонии стал Траурный марш, о котором Малер писал, что музыка возникла под впечатлением от картины Жака Калло «Звери хоронят охотника». Именно тут впервые композитор обратился к гротеску, перенеся опереточные приемы в серьезную симфонию, за что при жизни был раскритикован и обвинен в приверженности к пошлости. Сладковский, однако, педалировать вульгарность не стал: все кабацкие мотивчики и разудалые ритмы он слегка «прибрал», удержав оркестр от игры в натурализм. Это был «смех сквозь слезы», очень личное переживание. Всю силу оркестр показал именно в финале, где наконец воспоминания уступили место эмоциям, борьбе зла и добра, которое в итоге одержало верх. И торжественный апофеоз завершил эту титаническую эпопею. Аплодисменты публики были столь настойчивы, что музыканты сдались и сыграли Антракт к третьему действию «Лоэнгрина», показав, что такое мощь вагнеровского тутти.
На этой восторженной ноте концерт завершился, но сезон у ГАСО РТ в самом разгаре. Впереди – грандиозный шаг, исполнение и, главное, запись Восьмой симфонии Малера, а в перспективе – запись и выпуск всех симфоний австрийского классика. В российской дискографии, кажется, за последние тридцать лет никто не отваживался на это. Кирилл Кондрашин, заложивший отечественные традиции исполнения Малера, как раз «Симфонию тысячи участников» избегал, Светланов записал свой малеровский цикл в Большом зале консерватории, но для французского лейбла «Le Chant Du Mond», и в России этот комплект не распространялся. Аналогичная ситуация и с дисками Гергиева – свой малеровский цикл он выпустил в Европе с Лондонским симфоническим оркестром. Так что похоже именно Александр Сладковский внесет свой исторический вклад в скоромную дискографию Малера в России. Сам он говорит о необходимости зафиксировать картину развития Госоркестра Татарстана на данном временном отрезке, и ему есть, чем гордиться – таким внушительным портфолио в виде записей всех симфоний и концертов Шостаковича, Чайковского, симфонической антологии Рахманинова, всех фортепианных концертов Прокофьева, всех симфоний Бетховена мало кто может похвалиться.