Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 июня 2025 г.
Культура

Титаны из Казани

03 июня 2025

Евгения Кривицкая

Зал «Зарядье» уже не в первый раз принимает народного артиста России и Татарстана Александра Сладковского и его коллектив: осенью они привозили сочинения Александра Скрябина, теперь соединили Первый скрипичный концерт Шостаковича и Первую симфонию Малера и не прогадали. Эти композиторы, в чьем творчестве высокая трагедийность соседствует с едкой иронией, доходящей до гротеска, сейчас особенно востребованы и созвучны времени. Тому подтверждение – полный зал, искренние продолжительные овации благодарных слушателей, переживших вместе с музыкантами два часа напряженных поисков ответов на «последние вопросы».

В Концерте Шостаковича солировал выдающийся скрипач нашего времени Вадим Репин. И это не фигура речи – его интерпретация отличалась одновременно выверенностью драматургии, страстностью высказывания, перфектной отделкой деталей. Свобода, с которой он выражал себя, взаимодействовал оркестром и дирижером, была поразительной. Вадим Репин признался, что попросил маэстро Александра Сладковского взять бразды в свои руки, «предложить концепцию». «Ведь это настоящая симфония, тут оркестр не аккомпанирует, а существует на равных с солистом. От того, как мы возьмем темп в первой части, зависит, как я потом сыграю каденцию. Каждый раз это непредсказуемо», – рассказал после исполнения Репин. «Мы давно выступаем вместе, и в первого же раза у нас возникло полное доверие», – подтверждает Сладковский.

Скрипичный концерт стал захватывающим путешествием в мир грез и инфернальных видений. Длинный, выразительный монолог скрипки в первой части разворачивался на угрожающе-тревожном фоне оркестра, предвещавшим недоброе. Намеки стали явью в Скерцо, пронизанном авторской музыкальной монограммой DSCH. Картины дантовских кругов ада, разгул бесовского шабаша – именно так исполняли эту часть Репин и ГАСО РТ. Пассакалия и каденция не принесли видимого облегчения, овеянные мрачными тенями, а вот финал стал картиной праздника – безудержного, стихийного, сметающего все на своем пути. Такие интерпретации отвечают темпераменту Александра Сладковского, который сумел вовлечь в этот вихрь эмоций и внешне сдержанного Вадима Репина, и Госоркестр Татарстана.

Не менее масштабной получилась у дирижера и Первая симфония Малера: она давно в репертуаре ГАСО РТ, в 2016 году (к 150-летию композитора) выходила ее запись на фирме «Мелодия», но сейчас Сладковский нашел новые краски и подходы к этой музыке.

Эта симфония очень важна в биографии Малера, ведь в ней он сразу нащупал главную тему всего своего творчества – противостояние художника косному обществу. Несмотря на общее название «Титан», первая часть прозвучала на удивление прозрачно, с притягивающими внимание пиано у медных духовых. Такой европейский саунд нечасто встретишь у российских оркестров, и Сладковский сумел этим удивить московских меломанов. Вторая часть была выстроена на контрасте нарочито грубоватого крестьянского лендлера и трио – изысканного вальса, возникшего как воспоминание о чем-то прекрасном. Смысловым центром симфонии стал Траурный марш, о котором Малер писал, что музыка возникла под впечатлением от картины Жака Калло «Звери хоронят охотника». Именно тут впервые композитор обратился к гротеску, перенеся опереточные приемы в серьезную симфонию, за что при жизни был раскритикован и обвинен в приверженности к пошлости. Сладковский, однако, педалировать вульгарность не стал: все кабацкие мотивчики и разудалые ритмы он слегка «прибрал», удержав оркестр от игры в натурализм. Это был «смех сквозь слезы», очень личное переживание. Всю силу оркестр показал именно в финале, где наконец воспоминания уступили место эмоциям, борьбе зла и добра, которое в итоге одержало верх. И торжественный апофеоз завершил эту титаническую эпопею. Аплодисменты публики были столь настойчивы, что музыканты сдались и сыграли Антракт к третьему действию «Лоэнгрина», показав, что такое мощь вагнеровского тутти.

На этой восторженной ноте концерт завершился, но сезон у ГАСО РТ в самом разгаре. Впереди – грандиозный шаг, исполнение и, главное, запись Восьмой симфонии Малера, а в перспективе – запись и выпуск всех симфоний австрийского классика. В российской дискографии, кажется, за последние тридцать лет никто не отваживался на это. Кирилл Кондрашин, заложивший отечественные традиции исполнения Малера, как раз «Симфонию тысячи участников» избегал, Светланов записал свой малеровский цикл в Большом зале консерватории, но для французского лейбла «Le Chant Du Mond», и в России этот комплект не распространялся. Аналогичная ситуация и с дисками Гергиева – свой малеровский цикл он выпустил в Европе с Лондонским симфоническим оркестром. Так что похоже именно Александр Сладковский внесет свой исторический вклад в скоромную дискографию Малера в России. Сам он говорит о необходимости зафиксировать картину развития Госоркестра Татарстана на данном временном отрезке, и ему есть, чем гордиться – таким внушительным портфолио в виде записей всех симфоний и концертов Шостаковича, Чайковского, симфонической антологии Рахманинова, всех фортепианных концертов Прокофьева, всех симфоний Бетховена мало кто может похвалиться.


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Привык к Товстоногову

    05.06.2025
  • «Мы рождены; вдыхаем жадно природы мощные дары»

    04.06.2025
  • Посвящается Юрию Григоровичу

    02.06.2025
  • «Русские держат двери открытыми»

    01.06.2025
  • Нам еще не дано оценить масштаб личности Юрия Григоровича

    30.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS