И для школы полезно
Если провести опрос среди жителей России о том, какие две профессии они считают самыми важными (кстати, такие опросы проводились!), то 99% россиян ответят: учитель и врач. И это в наше меркантильное, негероическое время, когда чуть ли не все хотят стать юристами-экономистами.
Хотят стать (или сделать своих детей) юристами-экономистами, а шляпу снимают перед учителями-врачами! Ничего удивительного: все понимают важность последних, но хотят иметь гарантированно высокий доход первых. Но и само «сближение» этих двух профессий, перефразируя Пушкина, отнюдь не «странное»: учитель лепит душу, врач – тело. И тот и другой занимаются разными сторонами одной медали.
А вот в том, что и у тех, и у других схожие проблемы, я убедилась, что называется, на собственной шкуре этим летом. В августе попала в больницу.
Что поразило больше всего (потому что поразило многое)? Потребительское, а порой просто хамское отношение больных к врачам и медицинскому персоналу. Им, больным, все всё обязаны! (И это притом что в отделении царит образцовый порядок: регулярно моются палаты, перестилается бельё, делаются перевязки, медсёстры приходят по первому зову…) Они, больные, всё знают лучше врачей: где надо было разрезать, что надо было вколоть, как надо было зашить...
Как это похоже на ситуацию в современной школе, где родителям тоже все обязаны, где родители тоже всё знают лучше учителей (что читать, как писать и т.д.). Давно известно: как учить и как лечить, знают все. Я знаю, как с этой ситуацией справляемся мы, учителя. А как врачи? С этим вопросом, хромая, я отправилась к заведующему отделением травматологии Павлу Леонидовичу Жадану. Его ответы и удивили, и порадовали, и заставили задуматься.
Павел Леонидович – молодой (между 30 и 40) человек, и команда у него молодая. У этой команды есть своя концепция. Врач не должен быть высокомерным (эдаким жрецом!), но не должен и прогибаться под пациента. Врач не делит больных на своих и чужих (другого врача!), он должен ответить на любой вопрос пациента. Он непременно поднимает с пола валяющуюся бумажку, хотя это вроде бы обязанность санитарки. Он (славный советский афоризм Ю. Германа!) – отвечает за всё.
Команда П.Л. Жадана придерживается и таких неписаных законов: не вестись на провокации (больного или его родственников), не раздражать пациента, быть профессионалом до мозга костей, всё тщательно документировать (чтобы в случае необходимости отчитаться перед пациентом). (Господи, да ведь и хорошие учителя делают то же самое!)
Жадан рассказал и о своих проблемах: несмотря на то, что у его отделения новое здание, хочется более удобных кроватей для пациентов, хочется, чтобы не было текучки среди среднего и младшего персонала, хочется дать заработать всем сотрудникам. Вот ведь и у современного директора школы те же заботы: новые компьютеры, зарплата учителей!
Я видела, как слова Жадана реализуются на практике (пролежала в больнице неделю). Приведу только один пример. В воскресенье пришёл дежурный врач. Подошёл к моей соседке:
– Как у вас дела?
– Ужасно! Пропала зарядка от телефона.
(Я затаила дыхание, сейчас начнётся: «Меня ждут в реанимации, а вы со своей ерундой, вас много, а я один!..)
И что же? Врач отодвинул тумбочку, заглянул под кровать и нашёл злополучную зарядку. Но она оказалась расколотой на две части. Больная расплакалась. Тогда врач сказал, что он сейчас склеит зарядку изолентой, и действительно – минут через 10 принёс моей соседке заклеенную зарядку. А потом побежал в реанимацию.
Ей-богу, этот эпизод пробил меня больше, чем если бы на моих глаза врач сказал моей соседке (у неё была замена тазобедренного сустава): «Встань и ходи!» – и она бы тут же пошла (кстати, пошла она, правда на костылях, на третий день после операции), потому что это было бы просто профессионализмом. А в данном случае врач видел перед собой не клиента или пациента. И даже не просто больного. Он видел Человека, которому нужно помочь (ведь что такое сломанная зарядка от телефона? Это невозможность общения с внешним миром!). И он помог.
«Лечить нужно не болезнь, а больного», – говорил много веков назад Гиппократ. «Лечить нужно не больного, а человека», – уточняет команда травматологов 85-й московской городской больницы. И это так!
Недаром про что-то несомненное, правильное, истинное наш народ говорит: «То, что доктор прописал». Прописал, в том числе и нам, учителям, потому что ведь и учить нужно не ученика, а человека.