Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 августа 2025 г.
  4. № 34 (6998) (27.08.2025)
Литература Авторская рубрика

Только не кошки

27 августа 2025

Анна Матвеева

Гэнки Кавамура. Если все кошки в мире исчезнут / Пер. с яп. Т.Л. Платоновой. – М.: Эксмо, 2025. – 224 с. – (Книги, о которых говорят).

Издатели русской версии мирового бестселлера (продано более 2 500 000 экземпляров!) уже с обложки сообщают, что Гэнки Кавамура не только писатель, но и продюсер анимационного фильма «Твоё имя». А ещё он сценарист и режиссёр, поэтому рассказанную им трогательную историю о безымянном молодом почтальоне, проживающем неделю в компании дьявола, не столько читаешь, сколько смотришь внутренним взглядом кинозрителя. Этому помогают и сдержанный, даже временами скупой язык автора, и чисто японское умение сосредоточиться на сути человеческих переживаний, не отвлекаясь на лишнее и не желая ничего приукрашивать (ведь всё и так красиво). А переживаний молодому почтальону, от лица которого идёт речь, досталось в избытке: одинокий, расставшийся с девушкой и потерявший любимую мать, он вдруг узнаёт о том, что смертельно болен и может умереть в любой момент.

«На мой взгляд, в первый момент люди, как правило, ведут себя на удивление отстранённо, услышав подобное известие.

Когда я узнал об этом, то сразу же подумал, что мне полагается бесплатный массаж и теперь не нужно заморачиваться покупкой большого запаса туалетной бумаги и чистящих средств. Все эти мелочи стремительно промелькнули в моей голове.

Но позже меня охватила какая-то бездонная печаль. Мне всего тридцать лет. Да, это значит, что я прожил больше Хендрикса и Баския, но всё равно было ощущение, что у меня ещё столько всего несделанного. Должно быть что-то (я не знаю, что именно), но что-то на этой планете, что мог сделать только я».

Разделить свою печаль герою, в общем-то, не с кем – с отцом он давно не общается, к другу заходит разве что обменять диск с фильмом, бывшую девушку не видел несколько лет. Из близких существ у него – только кот по имени Капуста, и это один из самых обаятельных литературных котов в мире. Толстенький, тёплый, пушистый, самостоятельный, вечно голодный – настоящий кот!

Однако даже настоящего кота недостаточно, когда на кону – вопрос жизни и смерти. Поэтому когда к почтальону вдруг является дьявол – во плоти, да ещё и в гавайской рубашке! – никто не удивляется. Дьявол предлагает умирающему почтальону сделку – каждый день тот должен называть один предмет или одно явление из человеческого мира, которое должно исчезнуть. И тогда земное существование обречённого на смерть юноши увеличится на один день. Поначалу наш почтальон думает, что задачка плёвая – что последовательно избавляя человечество от ненужных ему вещей, он не только спасёт свою жизнь, но и поможет миру.

«Мир, по сути, тонет в разном хламе – все эти маленькие, глупые, бесполезные вещи типа петрушки, которую кладут на омлет, или упаковки салфеток, что раздают у каждой железнодорожной станции. Или те длиннющие инструкции, что прилагаются к новому холодильнику или стиральной машине. Или арбузные семечки».

Но как только дело доходит до собственно выбора и решительных действий, становится быстро понятно, что задачка-то дьявольски непростая. И что прожить без чего-то можно с большим трудом, а без кого-то – и вовсе немыслимо. Господь сотворил мир за шесть дней, но нашему почтальону не хватило бы века, чтобы избавиться от Божьих созданий и человеческих изобретений. Просто потому, что, когда начинаешь задумываться об исчезновении одного-единственного, крошечного и вроде бы необязательного предмета, голова идёт кругом – сами попробуйте! Над страницами японской притчи отчётливо машет крыльями бабочка Брэдбери из рассказа «И грянул гром», при желании здесь можно найти ещё множество разных отсылок и реминисценций, характерных для такого рода литературы (один мой знакомый называл этот жанр философией для бедных). Но желания, честно говоря, нет – работа сделана честно, ружья стреляют, человек делает верный выбор, дьявол убирается прочь посрамлённый, и главное, кот Капуста, о котором с первых же строк болело сердце всех читателей книги, остаётся в живых, а в его лице – все кошки мира!

«Говорят, что только у людей есть такое понятие, как смерть. Кошки не чувствуют её приближения. Она не вызывает у них страхи или беспокойства, как у людей. И люди заводят себе кошек в качестве домашних питомцев, несмотря на свою вечную боязнь смерти и понимая, что кошки умрут гораздо раньше нас, породив в нас несказанную горечь потери».

Роман Гэнки Кавамуры – не о кошках, хотя они там изрядно наследили (и Капуста, и его предшественник Латук). Он – о потерях, с которыми неизбежно сталкивается даже любимчик богов. О выборе, который мы делаем, и о жертвах, которых не ждёшь, наконец, о великодушии, смирении и терпении – пожалуй, главных человеческих добродетелях. Самая подходящая книга для чтения на излёте лета.


Тэги: Книги Книга месяца от Анны Матвеевой
Обсудить в группе Telegram

Анна Матвеева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Третье окно от Литейного

    27.08.2025
  • Производство стихов

    25.08.2025
  • Рождён под созвездием Лиры

    23.08.2025
  • Смертельные для отечества порезы

    22.08.2025
  • ЛГ-рейтинг

    22.08.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Книга Выставка Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS