Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 сентября 2024 г.
  4. № 38 (6952) (25.09.2024)
Культура

Толстый и тонкий

К 90 летию Олега Басилашвили

26 сентября 2024
Наталья Гундарева и Олег Басилашвили в «Осеннем марафоне»

Даже имя ему досталось идейно сомнительное Олег Валерианович – так в нашей беллетристике звали совслужей «из бывших», которые долго тихарятся, кушают простоквашу, а после оказываются хозяевами конспиративных квартир белого подполья.

За первые 15 лет в кино переиграл тучу гласных Думы и предводителей уездного дворянства. Мялся, колебался, уклонялся, умилялся, юлил, язвил, а также много и со вкусом обедал. Казалось, всех своих Гаевых, Прозоровых и Лаевских Чехов писал непосредственно с него. Общая легкомысленная округлость. Мягкие руки. Мягкие щеки. Мягкие манеры. Мягкие костюмы: все его тройки, сюртуки, халаты и макинтоши производят впечатление шелковистых, бархатистых и исключительно приятных на ощупь. Очевидная тактильно-текстильная привередливость весьма шла его робким бытийным гурманам. Они и определённости чурались, чтоб только не потревожить благостный окружающий пейзаж.

Мог сыграть – да и играл тысячекратно – всех героев «Горя от ума», кроме Скалозуба: Фамусова, Горича, Молчалина, Репетилова, Загорецкого – и Чацкого, конечно: престарелого болтливого позёра, укатанного крутыми горками. Требовал карету. Искал оскорблённому чувству уголок. Терзался мильонно. Перемерил все сто масок разночинного русского интеллигента: труса, тираноборца, сноба, сладкоежки, миротворца, краснобая и правдоискателя. Возвысил и спародировал прослойку. Под лозунгом свободы просвещённой пылко привёл общество к её закату: исчезновению мягкости, стыда, приличий, грамматики, даже обычной тишины. Прожив долго, зафиксировал испарение воплощаемого типажа – в шахназаровских «Снах» и «Городе Зеро».

Шахназаров, ясновидец актёрских амплуа, дал самые точные и саморазоблачающие роли Меньшову, Евстигнееву, Чуриковой, Панкратову-Чёрному – и, конечно, Басилашвили. Профессора фиктивных педагогических наук Кузнецова, в поте лица наматывающего километры на статичном велотренажёре («Курьер»). Дивную пародию на всех прорабов перестройки – босса писательской организации Чугунова, сквозь препоны тирании отстоявшего право плясать что хочешь и дирижирующего рок-н-роллом старух, военных и красных директоров («Город Зеро»). Графа Призорова, разменявшего былую стать на похабные заработки новых времён («Сны»). И напоследок уже гала-карикатуру на интеллигенцию: святошу и средоточие всех известных человечеству пороков папу римского Александра Борджиа.

Жалким и горестным самооправданием прослойки станет переводчик и двоеженец Андрей Палыч Бузыкин в «Осеннем марафоне», «Вы, Василий Игнатьевич, волевой и цельный человек, – промямлит он, закусив для бескомпромиссности сигарету. – Но и я волевой, цельный человек, и меня голыми руками не возьмёшь!» – и его тут же возьмут голыми руками и сядут на шею Аллочка, Варвара, Билл, студенты, Шершавников, Харитонов, дядя Коля и благоверная Нина Евлампиевна. И детей с песней «Мы едем, едем, едем» будет он провожать не на Север, а в Израиль, то есть навсегда: миксер он там, помнится, забыл положить, чтоб фрукты давить – на полярной зимовке, ага. Станет последним островком деликатности в бестиарии цельных и волевых натур.

И актёр вместе с ним.

Годами носил он стоячий, под бабочку, воротник с уголками и легкомысленным названием Wings («крылышки»).

Дважды за пару лет, в «Марафоне» и «Смешных людях», был бит Гундаревой – дамой своенравной и увесистой, так что весь конец 70 х проходил с рукой на щеке. А ещё годом раньше схватил от Мягкова в «Служебном романе», а годом позже – от Михалкова в «Вокзале для двоих», а в «Бедном гусаре» в него тортом залепили. Даром, что ли, над пианино в «Марафоне» висел подбитый портрет белого клоуна?

Как и вся интеллигенция, водил интригующие шашни со спецслужбами (на экране, разумеется). Был Локкартом в «Заговоре послов». Первым на советском экране преступником-интеллектуалом в «Возвращении «Святого Луки». Жандармским бесом Лахновским в «Вечном зове» – попеременно искушая на измену братьев Савельевых, большевика Субботина и пустомелю Полипова и перебегая от белых к немцам, а от них к амерам (из-за прозрачных бесовских аллегорий, похоже, и согласился играть – но дикари-авторы их не разглядели и утопили беса в болоте). Ловил предателя Кротова в чине полковника МВД (юлиансемёновское «Противостояние»). Всем, включая режиссёра, было ясно, что ловля нацистских преступников – исключительная компетенция Комитета, поэтому в первых же кадрах камера фокусировалась на статуе Дзержинского и здании позади, а оттуда уже ловкой склейкой панорамировала на Огарёва, 6. «Вы из карающих органов?» – спрашивал его угрюмый старик. «Из правоохраняющих», – уточнял полковник. «Вполне типичная фраза для вашей номенклатуры», – пригвождал бывалый дед.

Делано улыбался. Частил с обращением «голубчик». Пытался выглядеть непринуждённо, а сам то и дело зыркал по сторонам: всех ли обаял, всем ли угодил.

Жена говорит: малоприятный, но очень свой.

Как и вся референтная группа – храбрый трус, везучий неудачник и деликатный скандалист.

Желчный добряк.

Застенчивый держиморда.

Питерский, кстати, москвич: когда-то сорвался в Северную столицу за Дорониной, да так и осел в БДТ навсегда. Никто не поверит – но «Осенний марафон» со всей питерской атмосферностью тоже делался на «Мосфильме».

Словом, плохой хороший человек.

Парадоксов друг.

P.S. О рязановских его ролях лучше умолчать, потому что Басилашвили – актёр тонкий, а Рязанов – режиссёр толстый – во всех смыслах. Какая-то у него сплошь публицистика прёт, до которой артист оказался по нежной природе слаб, но в этом двор его нисколько не винит.


Тэги: Юбилей Эпоха и лица
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • БДТ моей юности

    02.05.2025
  • Самостийная инженю

    30.04.2025
  • «…Я живу ещё для искренних друзей…»

    26.04.2025
  • Просветлённо-трагический катарсис

    24.04.2025
  • Пометы на полях

    18.04.2025
  • Думать – это не развлечение

  • Рубенс нашей музыки

  • Капитан Игнатов

  • Исповедовался людям

  • № 27

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS