Критерии оценки поэтического текста и отношение к ним в современной критике обсудили на круглом столе, организованном силами петербургского отделения Совета молодых литераторов Союза писателей России.
Встреча проходила дистанционно на платформе для проведения видеоконференций Zoom. Основными спикерами стали: руководитель Литературного общества «Молодой Петербург» А. Ахматов, секретарь Союза писателей России Р. Круглов, а также поэт и критик Е. Иванова. По её мнению, критерии оценки стихотворного произведения – не что иное, как инструмент понимания того, насколько поэт справился с задачей. Поэтому они возможны только при наличии этой задачи. То, какова эта задача, насколько ясно она осознаётся поэтом и критиком, и определяет характер и тонкость критериев.
Е. Иванова призналась, что, долго находясь в довольно узкой литературной среде, объединяющей людей со схожими взглядами, привыкла к определённой системе оценки, принятой «по умолчанию».
Подчёркивая, что не пытается искусственно разделить всех поэтов на два лагеря, она отметила, что наличие в литературе крайних «полюсов» – грубо говоря, «традиционного» и «постмодернистского» – для неё очевидно. При этом есть множество тех, кто не вписывается ни туда, ни сюда, и приходится ломать голову над критериями, с которыми к ним можно подойти.
По словам Е. Ивановой, нельзя прикрываться «-измом», оправдывая плохой текст, потому что он, видите ли, новый. Нельзя прикрываться «-измом», оправдывая плохой текст, потому что он, видите ли, старый… Оксюмороном она назвала «призывы иных критиков к этической и эстетической нейтральности оценок»: оценка предполагает наличие позиции и отсутствие нейтральности. Кроме того, если говорить об эстетических оценках, то они – всегда следствие мировоззрения.
Соб. инф.