Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 февраля 2016 г.
  4. № 8 (6543) (24.02.2016)
Политика

Торжество предательства - 2

Есть ли жизнь на Майдане?

25 февраля 2016

Российский режиссер и украинская художница сошлись во мнениях


В канун годовщины Евромайдана режиссёр Иосиф Рейхельгауз, выступая в программе «Структура момента» на Первом канале, так отозвался об украинских реалиях: «Меня там одно качество радует. Они живые! При том, что они стреляют, убивают друг друга, в этом есть некое живое состояние!»


Одессит Рейхельгауз даже не рефлексирует, как его слова будут восприняты земляками, пережившими массовое убийство в Доме профсоюзов. Не стесняется он и рассказывать о встрече с Саакашвили, об обсуждении культурных перспектив Одессы. Это как бы само собой разумеющееся мероприятие. Ну а что – съездил режиссёр на родину, пообщался с мэром. Правда, в контексте событий 2008 года это не просто мэр, а военный преступник, по вине которого погибли российские миротворцы. Но Иосиф Рейхельгауз – творец, и это, видимо, даёт ему какое-то особое право на нетрадиционные представления о человечности.

Вполне возможно, рассуждения Рейхельгауза о «живом состоянии» – это выпендрёж. Театральная публика склонна к подобного рода публичным акциям. Эгоистическая природа профессии побуждает демонстрировать парадоксальность, указывать аудитории, что перед ней личность особенная. Однако скорее всего посыл «они живые!» – мировоззренческая позиция, характерная для широкого круга творческой интеллигенции. И здесь, и на Украине.

Два года назад, 20 февраля (дата имеет значение) в соцсетях появился знаковый текст украинской художницы Олеси Драшкабы. Её эмоциональное высказывание широко распространилось не только в украинском сегменте интернета, но и в российском (почти 4000 перепостов только в «Фейсбуке»).

Напомним, 18 февраля 2014 года майдановцы разгромили в Киеве офис Партии регионов, там было убит охранник. На Западной Украине националистами захвачены тысячи единиц огнестрельного оружия. 20 февраля – ключевая дата. В Киеве – гибель людей, в украинских СМИ укореняется культ «Небесной сотни». Спустя два года некий «активист» Иван Бубенчик рассказал украинским СМИ, что в этот день первыми жертвами стали бойцы «Беркута», что он лично стрелял им в затылок. Под Корсунем нацио­налисты останавливают автобусы, в которых крымчане возвращаются с киевского «Антимайдана», – погром, избиения, унижения, убийства.

И вот того же двадцатого числа появляется текст Олеси Драшкабы:

«Ни один нормальный человек не может без боли смотреть на то, что происходит сейчас в моей Украине! Все эти прекрасные лица убитых (вы специально самых красивых отстреливаете, суки), вся эта кровь, все эти взрывы и стрельба. Это ужасно!!! Ужасно!!! И я плачу и скорблю о каждой капельке крови этих людей! (Речь, естественно, о гибели сторонников Майдана. – Прим. авт.)

Но я бы хотела сказать о том, что именно сейчас, именно рядом с этой смертью я вижу очень много Жизни!

Крутейшие юные ультрас, которые так грациозны на баррикадах и ещё успевают немного пококетничать… это Жизнь!

Взрослые и богатые мужики, загружающие свои дорогие машины ящиками с лекарствами… это Жизнь!

Изысканные девушки «модельной внешности», которые передают в линии брусчатку на передовую… это Жизнь!

«Лютые» бабушки: которые стоят без респираторов под газами для того, чтобы «вы, молодые, хорошо жили»… это Жизнь!..

«Секс-символы» современного Майдана – «Правый сектор», которые становятся нашей надеждой в сложных ситуациях с чисто военной организованностью, которые таааааак радуются сникерсам и шоколадкам… это Жизнь!..

Домохозяйки, которые носят по палаткам домашнюю еду и даже чуть стесняются, что её «мало»… это Жизнь!

Все жители пригородов, про которых принято было говорить «моя хата с краю», которые палками останавливают автобусы вооружённого «Беркута»… это Жизнь!

Дедушки, которые бросаются под «Беркут» в атаке, чтобы «не досталось молодым»… это Жизнь!

Это всё НОВАЯ, БОЛЬШАЯ, НЕПОНЯТНАЯ И ПРЕКРАСНАЯ ЖИЗНЬ!..»

Получается, спустя два годя российский режиссёр использовал терминологию украинской художницы. Речь идёт, конечно, не о плагиате, а об общности подходов.

Что же это за явление? Почему они подменяют понятия, называют смерть жизнью? Это ведь не просто обычный для нынешнего украинского общества ложный пафос, проникший во все сферы коммуникаций – от политики до журналистики. Что они вообще считают «жизнью»?

Под «жизнью», скорее всего, подразумевается «воля к смерти», «инстинкт смерти». Смерть не только эстетизируется, но преподносится как коллективный акт. Смерть перестаёт быть персональным тленом каждого, превращается в яркое действо, в которое вовлечено большое количество добропорядочных людей. Находясь в этой общности, и умереть не страшно. Красивая смерть – это жизнь. А то, что раньше считалось жизнью, – прозаичная, непривлекательная повседневность, – собственно, и является смертью. Все эти бабушки, дедушки, девушки модельной внешности и богатые бизнесмены вырвались из цепких когтей смерти, когда пошли умирать вместе с «крутейшими юными ультрас».

Конечно, художник может находиться в эйфорическом состоянии. Говорят, именно его испытывают самоубийцы, пока летят с крыши в направлении земли. Но одно дело, когда творец использует суицидальные мотивы в искусстве или, скажем, поэтизирует агрессивные инстинкты, другое дело – пропаганда.

Спустя два года выясняется, что модная художница-график не просто девочка-припевочка, а ещё и специалист по рекламе, занимает должность креативного директора в крупном сетевом агентстве. То есть человек профессионально владеет технологиями воздействия на массовую аудиторию.

Очевидно, что идея «торжества жизни» образца 2014 года, да и свежие формулы Иосифа Рейхельгауза по своей сути чудовищно антигуманны. За ними скрывается и холодный расчёт, и цинизм. Концептуально эти идеи находятся в одном ряду с практикой запрещённой в России террористической организации ИГИЛ. В устрашающих роликах исламистов – то же обусловленное режиссурой примирение витальности и убийства. Сверхзадача понятна: именно с помощью этой психологической манипуляции игиловцы рекрутируют в свои ряды новых сторонников.


Тэги: Россия Украина Евросоюз
Обсудить в группе Telegram

Вадим Попов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Моя Украина

    13.12.2023
  • И Крест Господень не пожалели

    19.07.2023
  • Алексей Пушков: «Америке ударила в голову однополярность»

    13.04.2023
  • Доброволец по зову сердца

    25.09.2022
  • Рефлексия начнется завтра

    20.09.2022
  • Кто хочет жертв?

    1011 голосов
  • Отрезанный ломоть,

    549 голосов
  • Кто заработал на продаже Аляски

    494 голосов
  • Мина, заложенная Максом Фасмером

    445 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS