Впервые за всю историю существования журнал «Русское искусство» посвятил целый номер одной музейной институции. Последний выпуск 2020 года стал оммажем Государственному Русскому музею, отметившему 125-летие.
Русский музей, в историческом названии которого присутствует имя императора Александра III, является обладателем самого обширного и полного собрания отечественного изобразительного искусства не только в России, но и в мире. Памятуя об этом, понимаешь, какую сложную и вместе с тем захватывающе интересную задачу поставила перед собой редакция журнала «Русское искусство» – отразить на своих страницах хотя бы несколько знаменательных вех уникальной истории этого музея.
Юбилейная приподнятость тона не мешает авторам вести с читателем живой, увлекательный диалог. Генеральный директор ГРМ Владимир Гусев предлагает взглянуть на Александра III как на властителя, сознательно строившего стратегию своего царствования на поддержке всего русского и не в последнюю очередь – искусства и культуры. Евгения Петрова, заместитель гендиректора ГРМ по научной работе, перелистывая страницы музейной летописи, рассказывает, как отвага и смекалка сотрудников позволяла им обходить многочисленные рогатки, на которые во все времена так щедра была официальная власть. Историограф Владимир Пучков разворачивает перед читателем пленительную архитектурную панораму ансамбля дворцов Русского музея.
Музей – это не стены с крышей и даже не коллекции, это в первую очередь люди, день за днём обеспечивающие шедеврам бессмертие. У нас есть возможность вглядеться в судьбы тех, чьим талантом и самоотверженностью жив Русский музей: Петра Ивановича Нерадовского, которого Грабарь называл «фактическим созидателем» ГРМ; Марии Андреевны Алексеевой, многие годы возглавлявшей отдел графики; Натальи Васильевны Тарановской, выдающегося исследователя народного искусства.
Собрание ГРМ насчитывает более 400 тысяч единиц хранения. Не пытаясь объять необъятное или расставить какие-то приоритеты, авторы номера стремятся поделиться с нами тем, к чему у них самих лежит душа. Идёт ли речь о коллекции княгини Тенишевой или о собрании работ Александра Бенуа, о персональной выставке К.С. Петрова-Водкина 1936 года или об экспедициях сотрудников музея в богом забытые деревни в поисках древних икон, старинной утвари или костюмов, на читателя обрушивается лавина такой искренней любви и преданности своему делу, что просто дух захватывает.
История Русского музея насчитывает столетие с четвертью. В ней хватает и светлых, и сумрачных страниц – взять хотя бы злоключения монумента Александру III работы Паоло Трубецкого или длительную борьбу за спасение «Смолянок» Дмитрия Левицкого. Однако, закрывая последнюю страницу журнала, укрепляешься в убеждении, что Время всегда всё расставляет по своим местам.