Ушёл из жизни православный философ и публицист Виктор Тростников
«Я человек грешный, – признавался Виктор Тростников, – и, отойдя в мир иной, я не окажусь там, где находятся святые… Могу мечтать лишь о том, чтобы Господь по Своей безмерной доброте пристроил мою душу к какой-нибудь близкой мне по духу эпохе земного прошлого и... всё-таки дал бы мне там какую-то работу, пусть очень скучную, но хотя бы чуть-чуть для Него полезную... Без служения я затоскую».
Придя к Богу в середине пути, Виктор Николаевич уже не прерывал служения Ему, покинув земной мир 29 сентября, на 90-м году жизни.
После окончания физико-технического факультета МГУ преподавал в МИФИ, МИСИ, МХТИ им. Д.И. Менделеева, МИИТе и других вузах, подготовил ряд статей и книг по истории математики и математической логике. Тяга ко всё более общему знанию привела его к философии, и в 1970 году он защитил кандидатскую диссертацию по этой дисциплине.
Одна из его первых книг о православной философии – «Мысли перед рассветом» – вышла в 1980 году в Париже. Это, а также его участие в альманахе Василия Аксёнова «Метрополь» расценили как диссидентство, и карьера математика для Виктора Николаевича закончилась. Работал сторожем, каменщиком, чернорабочим, писал, размышлял. После образования Российского православного университета преподавал там философию, философию права и всеобщую историю. Написал несколько сотен статей, вёл передачи на православном радио, колонку «Актуальная философия» в «Литературной газете».
Книга, которая столь кардинально изменила его судьбу, – «Мысли перед рассветом» – о пути к Богу, «Мысли перед закатом», вышедшие через 35 лет, – предстояние перед рубежом земного бытия, попытка обобщить «нащупанное», понять время и историю. «Мне, – пишет Тростников, – удалось физически побывать в целых трёх эпохах: романтики русского социализма, застоя русского социализма (вежливо называемого «развитым социализмом») и русского неокапитализма». Эти три эпохи, а также предшествующий им XIX век, вера, власть, культура этих периодов стали некоей платформой для размышлений о «жизни будущего века».
После кризиса эпохи модерна, когда была предпринята попытка заменить Бога чистой красотой, Запад нашёл для себя выход в обожествлении ограниченного во времени телесного существования человеческого индивидуума на земле, объявив это существование высшей ценностью. Русскому человеку, по мнению Тростникова, телесное существование в качестве высшей ценности не подходило, поэтому вдохновляющей и окрыляющей мечтой стало светлое будущее потомков – христианский рай на небе был заменён грядущим земным коммунистическим раем.
За книгу «Мысли перед закатом» и верность высоким духовным идеалам русской философской мысли Виктор Тростников был награждён учреждённой нашей газетой премией «Золотой Дельвиг». Многие считали, что это последняя книга Виктора Николаевича, но просто жить, без служения, Тростников не мог, и вот через год вышел новый и, теперь уже действительно завершающий земной путь, труд – «После написанного», в котором он вновь созывает на «пир веры», на прочную почву спасения.
«ЛГ»