Ловлю себя на сходстве с теми почтенными старцами, про которых в годы моей юности говорили: «Он Ленина видел». Но что делать, ведь и вправду видел – если не Ленина, то Николая Константиновича Симонова, на сцене Александринки, в роли пушкинского Сальери, после чего если и ходил на новые постановки «Маленьких трагедий», то без особой надежды: переиграть гения невозможно.
Однако возможно – сказать своё, в чём убедился, посмотрев «Маленькие трагедии» на Покровке, поставленные режиссёром Геннадием Шапошниковым.
Спектакль сыгран преимущественно совсем молодыми артистами, тем драматичнее звучит в нём внутренний метроном, бестрепетно отсчитывающий человеческие уходы. От Барона, Моцарта, дон Гуана… до «Пира во время чумы», апофеоза великого мора. Вчитываясь, вдумываясь, воплощаясь в пушкинские строки, артисты пытаются объяснить – себе и зрительному залу, – что представляет собой существование, когда обыденность – это проезжающая рядом телега, в которую свалены трупы.
А вообще-то существование наше выстраивает сюжеты непредсказуемые.
Аккурат в день премьеры на Покровке наши СМИ захлёбывались от впечатлений со свадьбы Ксении Собчак и Константина Богомолова. Известный режиссёр, подходящий Ксении «как дорогой бюстгальтер» (изящное выражение обозревательницы уважаемой газеты), ехал на свадьбу рядышком с невестой в катафалке: они заняли лежачие места, предназначенные покойнику.
А при чём тут Покровка и пушкинская телега с трупами?
Да при том, наверное, что понимание: «эта чёрная телега имеет право всюду разъезжать» – не исключает стремления к жизни достойной и полной, наоборот – усиливает потребность противоборства.
Так решил постановщик и совсем молодые исполнители спектакля «Театра на Покровке».
А вполне зрелые молодожёны затеяли кощунственные посиделки с воображаемой чумой, будто бы не понимая, что у свадебного кортежа и у телеги с трупами назначения разные.
А может, не будто бы, а в самом деле не понимая? Просто мужчины в форме дорогих бюстгальтеров с соответствующими им спутницами наладили параллельный мир, к реальному отношения не имеющий, мир со своими понятиями и критериями. Капитально наладили, но не учли одного: чума достанет и там. Не воображаемая. Настоящая. И ни в каких параллельных мирах от неё не укроешься.
Так что оставим параллельные миры их создателям.
Читайте, смотрите Пушкина. «Маленькие трагедии».
Константин Щербаков