Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»
60 лет назад заработала легендарная трасса Абакан – Тайшет. Её строительство стало проверкой для советской экономики того времени.
Грандиозную идею проложить железную дорогу через саянские горы выдвигали ещё в XIX столетии. Само собой, техническое её осуществление тогда, да и в начале века XX было делом невозможным – регион считался недоступным из-за сложнейшего рельефа, бурных рек и недостаточного уровня развития технических средств. Лишь в середине 1930-х, когда в промышленность пришли новые, прорывные для того времени технологии, начались изыскательские работы по железнодорожному маршруту, выходящему на Нижнеудинск и Тайшет. Проектирование не прекращалось даже после начала войны. Когда на западных рубежах страны шли бои и огромная территория подпала под оккупацию, значение Сибири возрастало многократно. Разведывательную экспедицию по местам будущей трассы тогда возглавил потомственный железнодорожник, сотрудник Сибтранспроекта Александр Кошурников. С изыскательской партией он прошёл от Тайшета до Киренска, наметив в том числе маршрут будущей Байкало-Амурской магистрали. Ценой собственной жизни…
В 1950 году запустили магистраль Новокузнецк – Абакан, а затем железнодорожники рванули прокладывать рельсы вглубь сибирского региона. Этому краю было суждено стать всесоюзной мастерской и кладовой, он имел стратегическое значение и для обороны, и для экономики. В Саянах разрабатывали месторождения железной руды, новая дорога моментально дала толчок экономическому развитию отдалённых южных районов Красноярского края, соединив их с Транссибом. Неоценимой оказалась её транзитная роль для хозяйственной жизни десятка регионов. А 23 ноября 1957-го был вбит первый колышек на месте будущей трассы Абакан – Тайшет.
В апреле 1958 года в Москве проходил XIII съезд Комсомола. Именно тогда на всю страну прозвучало это слово: Тайшет. Магистраль через Красноярский край, Хакасию и Иркутскую область провозгласили ударной всесоюзной стройкой, в Саяны по комсомольским путёвкам отправились 35 тысяч отважных представителей Союза молодёжи. Недостатка в рабочих руках не было – железную дорогу приехали возводить уроженцы полусотни областей и республик СССР.
Трасса шла по извилистому маршруту, то пересекая, то объезжая реки и горы. Это чрезвычайно усложняло работу инженеров и строителей, но – разве кто-то обещал, что будет легко? Потому дорогу и назвали Трассой мужества, что каждый шаг требовал перенапряжения сил. Первый же серьёзный объект трассы – мост через Абакан – потребовал новаторских инженерных решений. Потом на перегоне Джебь – Щетинкино возвели Козинский виадук – самый высокий в СССР. Уникальным по праву считался и Манский тоннель длиной 2487 м. Для обрушения одного из скальных массивов строители и военные в ходе работ произвели самый сильный неядерный взрыв в истории – мощностью в килотонну в тротиловом эквиваленте. А при строительстве наиболее сложного по инженерно-геологическим условиям Крольского тоннеля впервые использовали самоходный буровой агрегат БА-1, оснащённый шестью бурильными машинами на гидравлических манипуляторах.
Дорога Тайшет – Абакан стала первой большой трассой, за которую взялись после решения ХХ съезда о замене паровозов на электровозы и тепловозы. Отчасти именно по этой причине за строительством так внимательно следила пресса: это был флагманский проект государства. Трассу электрифицировали сразу, во время строительства, а в локомотивные депо поступили новейшие электровозы серий Н60, ВЛ60, немного позже – ещё ВЛ60к и ВЛ80р. Это была первая в Советском Союзе железная дорога, с самого открытия оборудованная всеми новейшими средствами автоматизации управления движением.
Строительство завершили 24 января 1965 года, а уже 29 января из Абакана в Тайшет отправился первый поезд. Это воспринималось как чудо: проект, который ещё 20 лет назад считался фантастикой, удалось воплотить в жизнь. За восемь лет строители проложили в тайге дорогу длиной 647 километров, построили сотни больших и малых мостов, в том числе уже упомянутый уникальный Козинский виадук высотой более 60 метров. Метростроевцы пробили на трассе девять тоннелей – Козинский, Каспинский, Кордонский, Кизирский, три Джебских, Крольский и Манский. Общая их длина – свыше 10 км. Трудно даже вообразить, насколько нелёгкой задачей было обеспечение строительства этих объектов в суровой сибирской местности.

Пятерым строителям Трассы мужества в 1966 году присвоили звание Героя Социалистического труда. Одним из «маяков» стройки стал бригадир монтажников-мостостроителей Николай Иванов. Фронтовик, трижды раненный, награждённый орденами Красной Звезды и Славы, он задавал тон в работе, сплачивая молодых и опытных мастеров. Его бригада отличилась при строительстве моста через Абакан. Другому железнодорожному «стахановцу» – Феликсу Ходаковскому – было всего лишь 20 лет, когда он, мечтавший о самой трудной работе, стал бригадиром строительно-монтажного поезда № 288. Одновременно молодой человек учился в Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта. Его бригада стала ударной, они работали в тяжелейших горных условиях, почти каждый месяц – с перевыполнением плана. Когда дорогу сдавали, бригадир уже был инженером в Ангарстрое. В 27 лет Ходаковский стал самым молодым Героем Социалистического Труда в стране.
Трасса мужества – два слова, за которыми стоит многое. Годы напряженного труда, споры инженеров, километры мозолей на рабочих ладонях. В Тайшете завершается Южно-Сибирская магистраль и начинается БАМ, это один из важнейших железнодорожных узлов страны. Строительство магистрали в Саянах воспринималось в романтическом духе – как и великие стройки первых пятилеток. Молодой в то время (а в будущем – оглушительно известный) писатель Владимир Орлов писал очерки о строителях дороги. Юрий Визбор, знавший не понаслышке, что такое трудовой подвиг, пел, а тысячи людей подхватывали:
От Тайшета к Абакану
Не кончаются туманы,
По туманам до Тайшета
Тянем мы дорогу эту.
Сегодня линия «Междуреченск – Тайшет», частью которой является Трасса мужества «Абакан – Тайшет», модернизируется и расширяется. Есть у этого маршрута и несомненный туристический потенциал, ещё не реализованный: территория эта несказанно живописна.
Дорога, проложенная героями шесть десятилетий назад, и сегодня необходима миллионам людей. Она для России – как одна из точек сборки страны.