Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 декабря 2025 г.
  4. № 48 (7012) (03.12.2025)
Общество

Травля учителей стала нормой

Почему никто не приструнит «потерявших берега» подростков

03 декабря 2025
Травля учителей, как показано в фильме «Дорогая Елена Сергеевна», началась ещё на излёте советской власти

Виктор Пахомов,

заслуженный учитель России, Новороссийск

Весной этого года в одной из школ Екатеринбурга случилось вполне заурядное происшествие. Восьмиклассник громко болтал, на замечания учителя не реагировал и сорвал урок физики. Но в какой-то момент молодой педагог не выдержал, швырнул в сердцах на пол авторучку, которая отрикошетила в ученика, заломил разбушевавшемуся восьмикласснику руку и повёл его к директору школы. Что в результате? В сентябре за причинённые «потерпевшему телесные повреждения, не повлёкшие вреда здоровью, но вызвавшие физическую боль», суд назначил педагогу наказание в виде 1 года 6 месяцев исправительных работ с удержанием 10% из заработка в доход государства, лишил учителя на 2 года права заниматься педагогической деятельностью и обязал выплатить хулигану компенсацию морального вреда в размере 120 тысяч рублей.

Понятно, почему выпускники педвузов не хотят идти работать в школу?

После буржуазной революции 1991 года на смену прежней системе социальных идеалов пришла незамысловатая идеология потребительского общества. Целью человеческого существования были объявлены потребление, комфорт и развлечение. Соответственно и наша школа вместо формирования «гармоничной личности строителя светлого будущего» принялась штамповать «цивилизованных потребителей».

На этом фоне авторитет учительской профессии из-за более чем скромного вознаграждения за труд стал катастрофически падать. Непомерно огромные суммы расходуются на содержание бесчисленной рати чиновников, всевозможных «центров развития образования», проведение масштабных показушных мероприятий и «аббревиатурных» экзаменов и т. д. Простым учителям, на которых, собственно, и держится школа, достаются лишь жалкие крохи.

Не хочу приводить «средние по больнице» статистические цифры. Сошлюсь на собственный пример. Моя нынешняя «чистая» зарплата – 40 тысяч рублей при учебной нагрузке 21 час. Столько же получает и моя жена, тоже преподаватель русского языка. Её педагогический стаж – 35 лет. Если учесть, что наша педагогическая нагрузка до последнего времени всегда была как минимум в полтора раза больше положенных 18 часов, то выходит, что вдвоём мы работали за троих. Экономический результат такой продолжительной и интенсивной деятельности, увы, совершенно неутешительный, даже плачевный. Нам удалось сделать, да и то не полностью, лишь ремонт в трёхкомнатной квартире, которая досталась мне от отца. Ни машины, ни дачи, ни денежных накоплений у нас нет.

Поскольку мерилом пресловутой «успешности» в обществе потребления служат материальные ценности, то нынешние учителя в глазах своих подопечных не могут служить образцами для подражания и зачастую становятся объектами для насмешек и прямых издевательств. Теперь даже случаи избиения педагогов агрессивными подростками, желающими самоутвердиться, перестали быть редкостью. Интернет полон видео, на которых ученики надевают на голову учителя мусорное ведро, нокаутируют ударом в голову, посылают его матом в известном направлении. Недавний случай, когда молодой учитель в ответ на хамское поведение ученика бросил в него ручку и получил за это «страшное» преступление реальное уголовное наказание, чрезвычайно характерен.

Это происшествие получило широкую огласку в наших СМИ, однако удивляет позиция учительской общественности, которая в очередной раз никак не отреагировала на форменное издевательство над своим коллегой, оказавшимся совершенно беззащитным перед судом. Впрочем, этой самой «учительской общественности» при апатии и недееспособности профсоюзной организации, кажется, давно уже и не существует. Честное слово, современные учителя мне порой напоминают стадо жертвенных коров или баранов, понукаемых и ведомых в неведомом направлении неизвестными поводырями. Они подвергаются жёсткому давлению со стороны администрации, родителей и учащихся, завалены зачастую совершенно абсурдной работой, начальство управляет ими по телефону круглые сутки в режиме онлайн. Например, моя супруга ежедневно получает из школы десятки разного рода сообщений и указаний, обязывающих её немедленно сдать очередной никому не нужный документ.

Вспоминая сельскую школу, в которой я после окончания университета трудился по распределению три года в начале 80-х годов прошлого века, я могу с печалью констатировать, что она по инфраструктуре ничуть не уступала (если не считать, разумеется, компьютерное оснащение) крупному городскому учебному заведению, в котором я сейчас преподаю. В классах моей первой школы было по 20–25 человек, работала она в одну смену. Теперь мне приходится «сеять разумное, доброе, вечное» в две смены в классах, в которых насчитывается по 40 учащихся.

С появлением ИИ в одночасье устарело большинство учебных методик. Теперь бессмысленно задавать письменные работы на дом: любое упражнение или сочинение за ученика прекрасно выполнит пресловутая Алиса. Прежде я любил читать сочинения учеников на темы «Моё самое яркое эстетическое впечатление», «Посещение литературного музея», «Любимое увлечение» и т. д. Однако несколько лет назад столкнулся с массовым списыванием из Интернета одних и тех же прилизанных текстов и был вынужден отменить подобную форму работы. Самое печальное, что многие ученики готовы ради хорошей оценки пойти на любой обман и подлог и без зазрения совести выдают тексты, созданные ИИ, за написанные самостоятельно! Ситуация иногда принимает анекдотический характер. Не так давно вместо текста из учебного пособия, который легко найти в Интернете, в качестве диктанта я использовал фрагмент из своей книги о Новороссийске «Город норд-остов». Каково же было моё удивление, когда, проверяя тетради, я обнаружил невероятно высокий уровень знаний своих подо­печных, в том числе отпетых двоечников. Оказалось, что книга «Город норд-остов» имеется в Интернете, а списывать нынешние ученики научились виртуозно!

Разумеется, противиться техническому прогрессу и спорить с Алисой бессмысленно, надо искать совершенно новые формы преподавания, иначе ИИ сделает профессию учителя устаревшей и ненужной. Возможно, дальнейшее развитие цивилизации, как это предсказывают некоторые адепты либерализма, например, популярный израильский учёный Юваль Ной Харари, пойдёт таким путём, что у человека отпадёт необходимость напрягать физические, душевные и интеллектуальные силы. Поэтому мне трудно осуждать своих учеников, которые уже сейчас избегают каких-либо умственных и нравственных нагрузок, предпочитая едва ли не половину жизни проводить в виртуальной реальности.

В завершение хотелось бы вкратце затронуть одну весьма застарелую школьную проблему, а именно явную неадекватность системы оценивания знаний учащихся. Фактически она имеет трёхбалльную шкалу, от тройки до пятёрки. Двойки, мягко говоря, не приветствовались и в советской школе, поскольку считалось, что они свидетельствуют не о неудовлетворительных знаниях ученика, а о плохой работе учителя. Однако далеко не все учащиеся способны усваивать программу своего класса, и среди двоечников имеются ребята с явной задержкой психического развития. По моим наблюдениям, они составляют примерно четвёртую часть неуспевающих учеников. Остальные три четверти – это либо злостные прогульщики, либо закоренелые хулиганы, либо немотивированные лентяи. Практически в каждом классе имеются подобные «оригиналы». Но поскольку двойки ставить не рекомендуется (хотя формально это и не запрещено), то учителя, часто идя против совести, просто вынуждены «рисовать» им удовлетворительные оценки. Мне представляется, что необходимо «узаконить» не только двойку, но и единицу и ставить эти оценки без всяких ограничений, то есть по справедливости. В документах об окончании 9-го и 11-го классов могут стоять не только тройки, четвёрки и пятёрки, но и заслуженные единицы и двойки. Ничего страшного в этом нет.

Несколько лет назад я написал статью «Наш «Титаник» прёт на айсберг», посвящённую российскому школьному образованию и опубликованную в «Литературной газете». Если использовать эту метафору и сравнивать нынешнюю школу с кораблём, то можно отметить, что он отнюдь не обречён на крушение, поскольку сама жизнь заставляет рулевых маневрировать. Но только избрав правильный курс, мы минуем роковые препятствия и двинемся полным ходом в «прекрасное далёко», в котором восторжествуют идеи социальной справедливости и гуманизма.


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Как подкорректировали Пушкина

    01.12.2025
  • Анатолий Луначарский: человек и наркомпрос

    28.11.2025
  • ЁнгНам Ро: «Я – мост между Кореей и Россией»

    27.11.2025
  • Молчалины дня сегодняшнего

    26.11.2025
  • На добровольной самоизоляции

    24.11.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Премьера Телевидение Интервью Событие Сериал Театральная площадь ЛГ рейтинг Очевидец Эпоха и лица Поэзия Чечни Большая книга Поэзия Дагестана Пригласительный билет
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS