Сергей Казначеев
Врачи-геронтологи утверждают, что лучший способ избежать таких старческих недомоганий, как деменция, болезни Альцгеймера и Паркинсона, – при всякой возможности скрипеть ленивыми мозгами. Наверное, поэтому люди степенного возраста стараются тренировать свою память с помощью разгадывания кроссвордов. Но не менее эффективным средством в этом деле являются телевизионные викторины. Заядлый телезритель невольно старается найти ответ раньше игроков в студии, что делает процесс интерактивным.
Старинная формула «Развлекая, просвещай!», уходящая корнями в седую античность, и в наши дни не утратила своей актуальности. И сегодня на редком канале в сетке вещания отсутствует подобное зрелище. Это учитывают сценаристы и редакторы таких программ, украшая интеллектуальное шоу эстрадными номерами. Такой подход расширяет аудиторию и повышает рейтинг передачи, хотя у нас может произойти раздвоение личности: что делать – чесать в затылке или наслаждаться искусством. Но это к слову.
Старожилами этого жанра на нашем экране являются детища Первого канала «Что? Где? Когда?» (выходит с 1975 года) и «Поле чудес» (1990). Об этих тренажёрах для ума написано столько разного, что повторяться не стоит. Отметим лишь, что создатели первой заслуженно гордятся отечественным происхождением интеллектуальной игры, а идея и стиль второй заимствованы у американского шоу «Колесо фортуны».
Присутствие их в эфире – свидетельство зрительской популярности. Они, как старый застиранный халат, удобны и привычны, хотя и порядком поднадоели. Придирчивый телезритель отметит и недостатки. Намозолили глаза патриархи клуба, толпящиеся за спинами игроков, помпезные галстуки-бабочки и разноцветные смокинги выглядят претенциозно, а сложнейшая иерархия внутри этого сообщества («Хрустальная сова» и пр.) напоминает структуру масонской ложи.
Но главное даже не в этом. Внимательный наблюдатель обратит внимание на странное обстоятельство: зачастую игроки бессильно топчутся вокруг правильного ответа, эмоционально обсуждают вопрос, а потом вдруг инициативу на себя берёт один из игроков и попадает «в яблочко». Как не заподозрить, что перед записью кто-нибудь из устроителей шепнул ему на ушко подсказку.
Капитал-шоу, которое в последнее время всё больше напоминает концерт художественной самодеятельности, в ходе которого невольно забываешь, что же надо угадывать, тоже не лишено некоторой заданности. Тут настораживает другое. Благодаря тому, что редакторы стараются загадывать редкое, старинное или свойственное определённой местности слово, участники игры зачастую демонстрируют удручающую непонятливость. Даже когда осталось открыть последнюю букву. Где набирают таких игроков? Раньше для этого требовалось составить какую-нибудь хитроумную крестословицу, проявив минимум эрудиции. А ныне порой неловко наблюдать за взрослыми людьми, которые не могут назвать слово целиком и крутят злосчастное колесо, усиливая нашу догадку, что действие происходит в стране дураков.
Думается, самому ведущему «Поля чудес» Леониду Якубовичу надоело исполнять обязанности, перешедшие к нему от Владислава Листьева. Он пытался реализовать себя в других проектах ( «Колесо истории», в малой авиации), но такого успеха, как на «Поле», не достиг, хотя устал от многочисленных переодеваний, разносолов, приносимых в студию, и назойливых поцелуев участниц.
Лицензионная «Своя игра» (канал НТВ), не так давно отметившая тридцатилетие, несёт большую интеллектуальную нагрузку. В ней практически нет места для развлечения и оживляжа. Серьёзные вопросы от бессменного ведущего Петра Кулешова, требующие чётких ответов, спартанская обстановка в студии. Всё это располагает к серьёзному противостоянию, тем более что и призовой фонд теперь выглядит внушительно. Однако и тут порой обескураживает, когда игроки, демонстрирующие широкую образованность, неожиданно прокалываются на элементарных темах.
Шоу «Кто хочет стать миллионером» (аналог английской версии, адаптированный Первым каналом) в первые годы называлось «О, счастливчик!», что, на мой взгляд, гораздо удачнее прямого перевода, который звучит чересчур в лоб. У истоков его на отечественном ТВ стоял Дмитрий Дибров, затем сменилось несколько ведущих, а ныне у руля встала Юлианна Караулова. Однако эта довольно толковая разминка для ума немного отставала от конкурентов по темпоритму, размышления игроков выглядели, как длинноты, звонки другу давали нулевой результат. Ныне вновь в команду рекрутирован Дибров, и хочется верить, что ему удастся придать передаче резвости.
С утра по выходным дням в направлении наших мозгов дуплетом выстреливает «Россия 1». О весёлой викторине «Сто к одному» уже приходилось писать. Остаётся добавить, что её ведущий Александр Акопов вполне справляется со своими обязанностями. Единственное, чего хотелось бы пожелать создателям, это избавиться от толстого слоя патоки, которым пропитаны характеристики членов команд. Понятно, что за праздничным завтраком хочется попотчевать зрителя чем-нибудь вкусненьким, но и тут нужна мера, иначе становится слишком приторно. Где-то можно было вставить ироническую нотку, дабы не пересластить десертное блюдо.
В этом отношении выигрышнее смотрится второе телешоу – «Пятеро на одного». Начиная с ведущего, склонного к иронии и самоиронии Алексея Вершинина, и кончая постоянными участниками, все они – люди остроумные, склонные к экспромтной шутке. Ведь самое ценное в острóте – неожиданность её появления. Этим даром сполна наделены сидящие за столом эрудиты. Евгений Папунаишвили своими танцевальными па и живостью жестикуляции как бы заводит партнёров на мозговой штурм, сразу отсекая тупиковые направления поисков. Многоопытный Андрей Ургант умело привлекает на помощь багаж пережитого, и это приносит результат. Евгений Рыбов способен перевести обсуждение в неожиданную плоскость, если чувствует, что команда забуксовала. Александр Пушной, изначально предрасположенный к парадоксальности мышления, способен предложить единственно верный вариант ответа, нередко выигрывая схватку буквально на флажке. Работает на имидж передачи и то, что в решающем раунде неплохой куш достаётся телезрителю, придумавшему заковыристый вопрос.
Интересно, что и пятый, приглашённый участник игры, словно заражаясь умственной энергетикой завсегдатаев, тоже к месту и эффективно напрягает мозговые извилины. Так, например, недавно правильный ответ неожиданно выдал гость Прохор Шаляпин, артистическое амплуа которого не всегда и не у всех ассоциируется с большой суммой познаний.
Отдельную перчинку субботним посиделкам придаёт и постоянная пикировка между ведущим и игроками: чувствуется, что в её основе лежат не заранее заготовленные реплики, а процесс живого человеческого общения.
Как известно, телевизионная журналистика решает множество общественно полезных задач. Но у неё есть ещё одна важная функция, редко упоминаемая в учебных пособиях. Речь идёт о целительной роли телеэкрана, ибо врачевание и освежение наших умов не менее значимо, чем оздоровление бренного тела.