
Игорь Веремеев
Так называется только что вышедшая из печати новая книга молодого петербургского автора Наталии Берзиной.
Это сборник рассказов о простых жителях Ленинграда-Петербурга, тихих, скромных, но порой с самыми необыкновенными судьбами. Герои сюжетов – представители разных социальных слоёв и профессий, у них различные устремления и ценности, и свой жизненный путь они проходят в разное время: от начала двадцатого века до наших дней. Линии их судеб не всегда пересекаются, но их объединяет пространство города на Неве. Частные истории не описывают эпохальных событий, но некоторым образом продолжают их, проливают свет на череду незаурядных обстоятельств, а главное – не оставляют сомнений, что всё в мире промыслительно, всё не напрасно.
Вот всего лишь один эпизод из рассказа «Три брата». Один из них, Виктор, в 1941-м был участником знаменитого Таллинского перехода. Барже, на которой перемещался их дивизион, до Кронштадта дойти не удалось. Высадились на Сескаре и провоевали на этом острове до 1944 года.
«У Виктора было очень острое зрение, и поэтому он служил дальномерщиком-стереоскопистом. Ему приходилось видеть много воздушных боёв, но один запомнился особо. К острову летел наш самолёт И-16. Точнее сказать, планировал, так как двигатель не работал. Его сопровождали два мессера. Они не стреляли, потому что были уверены, что наш самолёт не дотянет до острова, и ждали, когда он упадёт в воду. И тут вдруг… Что произошло дальше – Виктор да и другие наблюдавшие не сразу поняли. Один «мессершмитт» взорвался, второй развернулся и улетел. Одновременно с этим наш «ишачок» резко увеличил скорость и дотянул до острова. Сбив проволочное заграждение, уткнулся носом в песок и перевернулся. Тут же подбежали матросы, поставили самолёт на брюхо. Из кабины вылез лётчик со словами: «Есть двадцать первый!» Это был герой Советского Союза Александр Батурин.
Дело в том, что на И-16 под крыльями крепились эрэсы – реактивные снаряды, которые стреляли не вперёд, а назад. Лётчик, как потом он рассказывал, выпустил два эрэса – пытался сбить сразу два мессера. Но попал только в один…
Ночью пришёл катер, и самолёт вместе с лётчиком увезли в Кронштадт…»
Страниц с такими военными эпизодами немного. Большинство рассказов – истории жизней обитателей Северной столицы в мирное время, их борьбы за выживание в лихие 90 е, истории становления нового поколения петербуржцев, которым удалось добиться осуществления своей мечты. И одновременно эта книга – взволнованный рассказ о самом Петербурге, об истории его улиц и особняков, коммунальных квартир, где протекала жизнь их обитателей. Все рассказы Берзиной – это реальные люди и подлинные события. А «Третье окно от Литейного» – окно квартиры, где прежде жила автор книги.