Темой нового выпуска стало значимое в истории издания событие: 75 лет назад после двадцатилетнего перерыва в Париже был возобновлён выход «Русской мысли» (в формате газеты). В разные годы на её страницах публиковались произведения Антона Чехова, Ивана Бунина, Ивана Шмелёва, Нины Берберовой, Виктора Некрасова, Иосифа Бродского, Сергея Довлатова, Александра Солженицына… О том, почему предтеча современного издания – одноимённый журнал, основанный в 1880 году Вуколом Лавровым, – в полицейских кругах имел репутацию «в высшей степени вредного органа печати», о непростой судьбе «Русской мысли», а также о её втором и третьем «рождениях» – в статье Андрея Гульцева.
В связи с празднованием 75-летия возрождения издания о «Русской мысли» на страницах апрельского выпуска отзываются князь Александр Александрович Трубецкой и князь Дмитрий Михайлович Шаховской.
До недавнего времени главой редакционного совета и главным редактором журнала был Виктор Лупан. В начале этого года он ушёл из жизни. Его памяти посвящён материал историка литературы Михаила Лепехина (в апрельском номере опубликовано продолжение, начало – в мартовском выпуске). «Вспоминаю визит к Виктору в новую редакцию (вблизи Pont-Neuf), – пишет Михаил Лепехин. – Переделанная в офис свежеотремонтированная квартира была заставлена ящиками с оргтехникой и бумагой – вся мебель в плёнке, сидеть можно только на ящиках. На единственном подобранном под его габариты кресле восседает Виктор и жалуется на судьбу. Семнадцать лет он сотрудничал в еженедельном издании, но никогда его не возглавлял и лишь теперь понял, какая эта мука – руководить сотрудниками, нести ответственность за материалы, объясняться с авторами, контролировать сроки сдачи». А вот как в статье характеризуются профессиональные качества Виктора Лупана, а именно его мастерство как интервьюера: «…он не стремился задавать много вопросов, тем более провокационных или наводящих, не стремился вовлечь собеседника в спор или продемонстрировать свою большую осведомлённость. Лупан старался дать возможность как можно больше высказаться самому интервьюируемому, вопросы лишь указывали ему направление разговора. К любому собеседнику, даже лично ему неприятному, Виктор всегда относился с подчёркнутым уважением и вниманием».
Собеседник и второе «я»
К воспоминаниям обращается и постоянный автор «Русской мысли» Александр Сенкевич. В очерке «О дружбе, которой дорожишь» он пишет о студенческих годах, учёбе в Институте восточных языков при МГУ им. Ломоносова, в частности о своём сокурснике Василии Строганове: «Человек он был артистичный и умный, о чём свидетельствовала его манера вести беседу в слегка ироничном тоне. В то же время он не относился к тем, у кого душа нараспашку. Я за все годы нашей студенческой дружбы ни разу не видел его в состоянии аффекта. Ведь не всякому человеку дано умение держать себя в руках при самых неожиданных обстоятельствах. Характер Строганова был «нордический, выдержанный», как у Штирлица из сериала «Семнадцать мгновений весны». Впоследствии сокурсник автора на время исчез из его поля зрения. Как оказалось, Василий Строганов ступил на путь священства, который занял у него почти двадцать лет. Как пишет Александр Сенкевич, отец Василий был «из тех редких врачевателей, кто расчищает авгиевы конюшни в человеческих душах».
О смерти и бессмертии размышляет в статье «Животворящее гостеприимство Страданий Господа» доктор богословия Августин Соколовски: «…всё то, что современность предлагает, более того, богоборчески обещает, физиологическое, какое угодно виртуальное или реальное бессмертие, все религии и науки мира, все идеи, представления, убеждения – просто не способны покорить смерть. Смерть рядом с ними и в них, как сестра, как собеседник, как второе «я».
Опубликовано также Пасхальное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В частности, в нём есть такие слова: «И сегодня, когда мир раздираем конфликтами и противоречиями, а в сердцах многих людей поселились ненависть, страх и вражда, особенно важно не забывать о своём христианском призвании и проявлять настоящую любовь к ближним, которой только и исцеляются раны, нанесённые злом и неправдой».
В заколдованном замке
Традиционно на страницах «Русской мысли» – материалы на актуальные темы и публикации, посвящённые литературе и искусству.
О том, как санкции Запада против России сказываются на работе европейских компаний, пишет Иван Пайович.
К 570-летию со дня рождения Леонардо да Винчи, «истинного светила своей эпохи», – материал Леонарда Горлина.
В номере также беседа Валерии Галкиной с автором биографии Вениамина Каверина в серии «ЖЗЛ» Натальей Старосельской.
Сергей Макин сравнивает современный балет с принцессой в заколдованном замке («Спящая красавица»: из века в век перелетая») и ставит вопрос ребром: «Долетит ли балет до следующего столетия?»
Об отношениях дирижёра с оркестром – в интервью с «золотым гобоем России» Алексеем Уткиным (материал Татьяны Бадаловой).
Статьёй политолога Тео Гуриели «Как Римская республика стала империей» открывается цикл публикаций о рождении и падении мировых империй, существование которых наложило отпечаток на судьбы мира.
К 120-летию со дня рождения Георгия Адамовича – статья Александра Панфилова. О предвидениях и предсказаниях выдающегося писателя-фантаста Ивана Ефремова размышляет Ольга Ерёмина.
На страницах апрельского выпуска также фрагмент из новой книги Вячеслава Катамидзе «Иван Грозный и Европа», статьи к Дню космонавтики (Александр Балтин) и к Международному дню детской книги (Екатерина Григорьева) и другие материалы.
Юлия Могулевцева