Три раза преклониться долу,
Семь – осенить себя крестом,
Тайком к заплёванному полу
Горячим прикоснуться лбом.
Александр БЛОК
Почему народ своей памятью, своим нравственным необманным чутьём выделил несколько полей и рубежей славы? Ведь не все они знаменовали полную и окончательную победу. Вспомним, что после победы на поле Куликовом ордынцы Едигея взяли и сожгли оставленную Дмитрием Донским Москву. И Бородинское сражение не остановило продвижение Наполеона. Недаром так взволнованно вопрошал Лермонтов в поэме «Бородино»: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром?..» Видно, кипели и тогда споры: надо ли было сдавать Москву? После решительного контрудара под Москвой весной 1942 года наступление наших войск прекратилось, и мы увязли под Вязьмой и Ржевом (Твардовский: «Я убит и не знаю, наш ли Ржев наконец?»), да и под Прохоровкой, как злорадно пишут некоторые «новые историки», поле боя осталось за противником. А вот всё-таки вошло и оно в золотой рубеж славы России, в стихи и песни как третье ратное поле. «Три раза преклониться долу…» – эхом звучат стихи Блока.
Однако заплёвывание храма национальной славы продолжается. Конечно, все попытки развенчать эти победы ничего по высшему счёту не меняют, но наносят удар по неокрепшему сознанию подрастающих поколений, которые ещё не обрели ясного взгляда на историю. Именно об этом говорилось на традиционных литературно-патриотических чтениях «Прохоровское поле», которые прошли в честь 65-летнего юбилея Курской битвы и танкового сражения на земле Белогорья. Вокруг битвы продолжается идейное сражение, невиданное в «цивилизованных странах». Недаром главу о Курской битве фронтовик, профессор Тверского университета Александр Огнев, лауреат премии «Прохоровское поле-2008», начинает прямой полемикой с горе-историками, опираясь на статью Юрия Полякова в «ЛГ», на его возмущение: «Во всех странах у всех людей есть простительная слабость: к юбилейным датам «подсветлять» минувшие события. У нас же, наоборот, их «подчерняют», причём за казённый счёт. А ведь любое историческое свершение, отдаляясь, неизбежно возвышается и героизируется. У нас же почему-то наоборот – унижается и иронизируется». Александр Васильевич, автор книг «Правда о Великой Отечественной войне» и «Контрреволюция и литература, как разрушают Россию», признался, что сегодня стало легче рассказывать студентам правду о войне, прежде они целиком были в плену очернительского подхода. Ныне пелена с глаз спадает, но как противостоять телевизионной пропаганде? Например, ни одна программа, где говорится о гигантских потерях Красной армии, где развенчивается подвиг Александра Матросова или всего русского народа, не обходится без мрачного историка Бориса Соколова. В сборнике «Правда о Великой Отечественной войне» он уверял, что «с точки зрения военного искусства Красная армия Курскую битву проиграла, поскольку при том огромном превосходстве, которым она обладала, достигнутые относительно скромные результаты не оправдывают понесённые ею чудовищные потери в людях и технике». При этом Соколов ссылался на германского исследователя К. Фризера, писавшего, что 12 июля 1943 года немцы безвозвратно потеряли под Прохоровкой «только 5 танков, а ещё 43 танка и 12 штурмовых орудий были повреждены», а советские безвозвратные потери, мол, составили не менее 334 танков и самоходных орудий. Однако около Прохоровки девятнадцатилетний сержант Михаил Борисов подбил семь немецких танков «Тигр». За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Михаил Фёдорович тоже был на юбилейных Прохоровских чтениях и на все вопросы или просьбы о прояснении таких споров то отвечал шутливо: «Будем считать, что я подбил шесть с половиной танков», то спрашивал сам кратко и серьёзно: «А куда после Прохоровки покатилась война – на Запад или на Восток? То-то…»
Вспомним, что и «танковый» генерал Гудериан в «Воспоминаниях солдата» признал, что в результате провала наступления «Цитадель» немцы «потерпели решительное поражение…». А в книге Манштейна «Утерянные победы» говорится: советские потери «составили 300 танков, Гот потерял 400 танков». Конечно, данные могут уточняться. Как рассказал один из новых лауреатов всероссийской премии «Прохоровское поле» полковник танковых войск Игорь Жёлтов, мы и немцы считали потери по разным методикам: у нас один танк мог при повреждениях несколько раз попасть в цифру потерь, даже если после ремонта возвращался в строй, а немцы подбитые, но выведенные с поля боя машины вообще не считали потерями. Лариса Васильева, Галина Чистовая и Игорь Геннадиевич – соавторы книги «Правда о танке Т-34». Им тоже была вручена премия.
Да, ещё будут уточняться подробности сражения, потери с обеих сторон. И надо бы, чтобы военные историки и СМИ донесли до людей достоверные данные и положили конец спекуляциям!
В дни Прохоровских чтений-2008 многочисленные гости и участники снова убедились, как достойно белгородцы, опираясь на поддержку всей России, увековечили память о подвиге народа. Непосредственно на знаменитом Прохоровском поле стоит памятник Победы – 58-метровая звонница работы скульптора Вячеслава Клыкова, которую венчает сияющая золотом фигура защитницы нашей – Божьей матери с Покровом. Рядом с этим символом сражавшейся России и опалённого Белогорья вырос новый памятник – самому Вячеславу Михайловичу работы белгородского скульптора Анатолия Шишкова.
А в новом здании Белгородского художественного музея прошёл круглый стол музейных работников и писателей, которые обсудили план подготовки и этапы проведения патриотического движения «Три поля русской славы».
Напоминаем, что приближается череда сияющих юбилейных дат: в августе 2008 года исполняется 630 лет победы московского князя Дмитрия Ивановича на реке Воже – первой победы русских над ордынцами в преддверии решающего сражения. В мае 2010 года исполняется 65 лет Великой Победе, а в сентябре – 630 лет Куликовской битве, в 2011 году будет широко отмечено 70-летие Московской битвы, которая тоже накатилась на Бородинское поле золотой и кровавой осенью 41-го, как и славная баталия Кутузова, а в 2012 году – 200 лет со дня Бородинского сражения. Только празднуй, путешествуй, веди содержательную воспитательную работу! Кстати, уместно напомнить, что 12 июня Государственная премия была вручена сотрудникам Музея-заповедника «Куликово поле» Владимиру Гриценко, Андрею Наумову и Владимиру Данилову с такой формулировкой: «За художественное выражение важнейших событий отечественной истории, сохранение историко-культурного и природного наследия, вклад в патриотическое воспитание россиян».
С приближением памятных дат общественный совет по культуре Центрального федерального округа выступил с инициативой связать три поля русской славы маршрутами для молодёжи и школьников с организацией лагерей, фестивалей и встреч, подготовить карты, буклеты, фотоальбом об этих полях, но не менее важно, конечно, издать доступную литературу для юношества. Тут не только нам, литераторам, есть над чем поработать, но нужна и финансовая помощь государства и ЦФО! Заместитель директора Музея-заповедника «Куликово поле» Николай Травин показал прекрасно изданную в Воронеже тиражом 3000 экземпляров книгу-альбом «Три поля славы», которая у самого музея осталась в единственном экземпляре, а энциклопедию «Куликово поле», изданную на пожертвования тиражом 1000 штук, он даже демонстрировал в целлофановой упаковке как уникальный экземпляр: «А в это время исторические бредни выходят миллионными тиражами!» – сетовал он.
Надо срочно готовить издательскую программу ЦФО по выпуску доступных книг и путеводителей, потому что сами музеи-заповедники по новым законам могут издавать книги только за счёт коммерческой деятельности. «Что это значит? – с горечью говорил директор Музея-заповедника «Прохоровское поле» Александр Анчипоров. – Дети-инвалиды приехали – надо брать с них деньги? Вот вы, писатели, прибыли на торжества – с вас тоже драть за посещение музея?»
Дружно выступили все музейные работники и против создания неких централизованных фондохранилищ. Чётче всех проблему сформулировал тот же Н.Ю.Травин: «У музеев – три функции: 1 – хранить и сберегать; 2 – вести научно-исследовательскую работу; 3 – выполнять социальную роль. Почему-то упор сделан на последнюю, да ещё с коммерческим уклоном, но как выполнять первые две без живых экспонатов, хотя, конечно, легче и дешевле собрать всё в примитивные склады, откуда, мол, надо заказывать экспонаты…»
Президент музейного подмосковного комплекса «Танк Т-34» писательница Лариса Васильева с гневом говорила о тендерах, когда книги, культурные проекты приравняли к потребительским товарам и главным является не качество и духовное значение, а соотношение: количество штук – цена.
Как бывший работник на ниве детского туризма и краеведения, я посвятил своё выступление необходимости развития так называемого социального туризма: ведь и малоимущие пенсионеры хотят проехать по святым и памятным местам, но главное – надо вернуть льготный проезд школьникам и компенсацию расходов на путешествие учителям, как это было в СССР, как делается в Германии, как начали делать в Белоруссии: ведь плата за проезд, ночлег и питание растут неимоверно – нельзя путешествовать при наших расстояниях и ценах, пусть даже в пределах одного Центрального округа, за свой счёт.
Председатель Комитета по культуре Государственной Думы Г.П. Ивлиев, юрист и писатель, вышел из зала музея под большим впечатлением и попросил совет при ЦФО срочно подготовить все предложения, включая льготы для школьников, чтобы законодательно подкрепить готовность вести такую нужную работу, придать ей достойный размах.
Сегодня, как показывает жизнь, важно не просто писательское или пастырское слово, а Слово, подтверждённое наглядной дорогой по стране, открывающимися яркими впечатлениями и личными открытиями юных. Сколько можно воспитывать виртуальной картинкой жизни – надо открыть глаза на родную страну! Горько, что военно-патриотическая работа часто подменяется телешоу, а любовь к Отечеству пытаются воспитывать концертами. Может быть, лучше, чтобы эти средства были потрачены на экскурсии и походы по местам нашей славы? Да к тому же не шумным табором, а подготовленной группой со знающим учителем, лёгким на подъём писателем.
Помню, как в год 600-летия Куликовской битвы мы, поэты Татьяна Реброва, Валентин Устинов, покойный Борис Примеров, отправились в Тульскую область и встретили ночь на Куликовом поле, жгли костёр под крупными сентябрьскими звёздами, читали стихи Блока, который не был здесь, но гениально проникся ощущением этих пространств и ожиданием решающей битвы:
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжёл, как перед боем.
Теперь твой час настал. – Молись!
И всякий раз, отмечая тот или иной славный юбилей, мы должны молиться и помнить: настал наш час, ибо Родина ждёт наших решительных поступков.