Такого необыкновенного – трансцендентного – концерта, как торжественное открытие IV Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition, проходящего в Москве с 13-го по 18 июня, Концертный зал имени П.И. Чайковского ещё не знал. Впрочем, это не удивительно. Сам конкурс уникален. Как сказал основатель, председатель оргкомитета и художественный руководитель конкурса Денис Мацуев, «нынешнее молодое поколение музыкантов – совершенно особенное: дети очень талантливы, необычайно одарены. Нас ждёт большое музыкальное событие, удивительные открытия и исполнения высочайшего класса».
«Всего лишь ещё один детский музыкальный конкурс?» – разочарованно спросите вы. И будете в корне неправы. Во-первых, детское музыкальное образование – дело наиважнейшее. А во-вторых, повторим: Grand Piano Competition – явление абсолютно уникальное. Такого формата нет больше ни у одного конкурса в мире: между этапами участники не выбывают из соревнования, выступая в двух турах и демонстрируя своё искусство в сольной программе и в дуэте с симфоническим оркестром. Предварительно во время прослушиваний по видеозаписям авторитетное международное жюри отбирает всего 15 участников (нынешним конкурсантам от 11-ти до 16 лет). Самых талантливых. Самых интересных. Самых-самых! А дальше…
«Это самый лучший в мире конкурс! – объясняет Денис Мацуев. – Он проходит с 2016 года. И я много раз говорил, что к слову “конкурс” я бы добавил ещё и “фестиваль”. Тот формат, который мы придумали – предмет нашей гордости. Дети, которые приехали к нам на Grand Piano, уже победители. Никаких отсевов, выбываний, разочарований. Каждый дипломант. А вот главный победитель получит приз – рояль. Я уверен, что, как и раньше, у нас будут многомиллионные просмотры трансляций. В этом году конкурс пройдёт в четвёртый раз, и всех его выпускников я обожаю. Несмотря на то, что они ещё совсем молоды, это уже серьёзные профессионалы не по годам. Прошлые конкурсы доказали, что каждый из грандпиановцев не просто остался на сцене, но делает головокружительные успехи. Они играют с лучшими оркестрами, и самое главное, растут как музыканты, как художники».
Ведущий концерта-открытия Юлиан Макаров так и охарактеризовал Grand Piano Competition: «Этот конкурс не просто трамплин, а космический ускоритель для карьеры юных музыкантов».
Кстати, подход жюри к ним совсем не детский; всё по-взрослому и спрос по максимуму. Так Юстус Франц (Германия) отметил: «Я слышал всех участников и гарантирую, что конкурс пройдёт на высоком уровне. Я очень рад, что столько детей серьёзно интересуются музыкой».
Равнодушных среди команды Grand Piano просто нет! Они все «горят» своим делом. Ещё один член жюри, без преувеличения великий музыкальный педагог Рена Шерешевская (Франция) обратила внимание на чрезвычайно важные проблемы воспитания юных дарований: «В конкурсе принимают участие дети из многих стран. Все замечательные и очень разные. У большинства по-настоящему взрослые интерпретации. Как такое возможно? Меня это не удивляет. Наоборот! Вы никогда не задумывались о том, как, скажем, девятилетний актёр играет на сцене старика? Ну да, конечно, талант. Артистический талант. Человек с детства одарён теми средствами, которыми распоряжается артист: речь, движение. А у пианиста – пальцы. Научите говорить пальцы! Вот мы, педагоги, и учим своих учеников разговаривать пальцами. И умираем со страха за подопечных, когда они выходят на сцену. Кстати, я не считаю, что столь раннее развитие заставит их перегореть. Моему внуку 4 года, а по уровню он приближается к третьекласснику. Что с этим делать? К деградации его вести? С другой стороны, я всегда признаюсь, что сама до сих пор стараюсь учиться и узнавать что-то новое. Это никогда не поздно и никогда не рано».
Но вернёмся непосредственно к концерту – своеобразной иллюстрации самой концепции Grand Piano Competition.
Во-первых, исполнители: солисты – яркие победители прошлых лет Пётр Акулов, Иван Бессонов и Сергей Давыдченко. «Предводитель команды» – Денис Мацуев. Им аккомпанировал Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова под управлением Александра Сладковского, которого связывает с Мацуевым многолетняя крепкая дружба. И это очень чувствуется на сцене – полное единство и темпераментов, и творческих принципов двух ярких сверх одарённых личностей. Светлых и бескомпромиссно позитивных.
А во-вторых, программа, которая с самого начала интриговала обещанием увидеть и услышать нечто необычное.
Конкурс открылся под торжественные звуки «Славянского марша» нашего «Пушкина от музыки» Петра Ильича Чайковского, в звуках которого Сладковский, правда, заставил ожить образы неистовых блоковских скифов.
Затем настал черёд говорить «виновникам торжества». Концерт для двух фортепиано с оркестром Франсиса Пуленка в исполнении Давыдченко и Бессонова демонстрировал то филигранно виртуозную технику музыкантов, то азартное соревнование между ними, то слияние, единение на одном дыхании, особенно явное в потрясающем «капельно-нежном» финале I части. А во II часть вместилась целая жизнь: от тихой колыбельной до первых любовных страстей, от житейской мудрости до… III часть прогнала все призрачные меланхолические тени и утвердила победу света. Получилась действительно по-настоящему взрослая интерпретация!
«Нескромно, но должен признаться, что это триумф, – писал о своём концерте Пуленк. – Небесные скрипки в верхнем регистре, соблазнительные кларнеты и гобои – мягкие и весёлые». Как будто всё это написано не в 1932 году, а именно о нынешнем концерте!
Но настала очередь и Мастеру показать, на что он способен. Денис Мацуев выбрал для себя «Бурлеску» Рихарда Штрауса, одно из архисложных произведений фортепианного репертуара. В своё время даже великий Ганс фон Бюлов счёл это сочинение неисполнимым… Высший пилотаж мастерства – когда не понимаешь, «как это сделано». И возможно ли такое вообще. Кажется, что пианист исполняет всё просто играючи. А ещё вдруг понимаешь, что это предел, кульминация. Но предела нет. И всё только начинается.
Публику ждал давно обещанный сюрприз. Однако интрига продолжилась; вместо антракта на сцене прошла жеребьёвка участников конкурса – тех самых пятнадцати счастливчиков из России и Австралии, из Китая и Гонконга, Казахстана и Швейцарии.
И вот наконец… Мировая премьера Концерта для четырёх роялей Александра Владимировича Чайковского.
Один из «команды грандпиановцев» Пётр Акулов рассказал перед концертом: «Мы так сблизились за это время, что, кажется, я уже не могу без своих коллег (смеётся). Сегодня знаменательное событие – премьера концерта Александра Чайковского. Это настоящий подарок для музыканта! Он насыщен и собственными мотивами автора, и цитатами композиторов прошлого. Изысканный пир музыки! Перемешаны разные стили; в финале вообще услышите босанову. Очень яркое сочинение, исполнять которое одно удовольствие! И наша компания – просто огонь! (смеётся) Мы плодотворно репетировали три раза».
В свою очередь Денис Мацуев признался, что, несмотря на многолетнюю дружбу с композитором, он никогда не играл музыку Александра Чайковского. Заказ на создание произведения специально для открытия конкурса поступил Александр Владимировичу непосредственно от Мацуева. «Я попросил написать что-то такое, чего никогда не было на этой сцене. Написать специально для грандпиановцев, чтобы каждый смог показать и свои возможности, и возможности рояля».
«Боюсь, что публика меня побьёт, – шутит в свою очередь Александр Чайковский. – Тем не менее, я написал историю о пианистах. О жизни пианиста в целом».
Так что совсем не случайно концерт носит посвящение Денису Мацуеву.
Александр Сладковский также поделился своими чувствами перед премьерой. Надо сказать, что вместе с одним из грандпиановцев, Сергеем Давыдченко, Александр Витальевич буквально перед открытием конкурса, с 9-го по 11 июня, осуществил грандиозный проект – запись всех концертов Сергея Прокофьева. Сладковский подчёркивает, что именно Денис Мацуев открыл Давыдченко, которому тогда было всего 13 лет, на Grand Piano. Потом Сергей приезжал в Казань, играл с ГАСО РТ. И, как итог совместного творчества – новый великолепный подарок меломанам, поклонникам творчества Прокофьева, Сладковского и, уже можно сказать, мастера-пианиста Давыдченко.
Что же касается музыки Александра Чайковского, то Сладковский часто исполняет её на своих концертах. И всё же нынешние условия экстремальны даже для него: «Это мой первый опыт дирижирования оркестром с четырьмя роялями. Прекрасный опыт! Скажу огромное спасибо Денису Леонидовичу за такую идею. Невероятно ответственно аккомпанировать этим детям. И я счастлив принимать участие уже в четвёртом замечательном конкурсе с чудесным оркестром имени Светланова. И конечно счастлив исполнять мировую премьеру Александра Чайковского. Сегодня совершенно незабываемый вечер!»
Всего лишь две недели назад, 31 мая, состоялась первая репетиция «трансцендентного произведения» Александра Чайковского. И вот…
Если один рояль – уже оркестр, то что же такое 4 рояля? Да ещё с оркестром!! У Чайковского жизнь пианиста заключена между «Чижиком-пыжиком» и «Мефисто-вальсом» (кстати, «Бурлеска» там тоже «присутствует»). А ещё… счётами. Да, да! Канцелярскими счётами, на которых строгий педагог (Мацуев) отсчитывает фальшивые ноты своих подопечных, словно заправский вагнеровский Бекмессер. И среди этого «сумбура» вдруг повеяло южным морем. Босанова перешла в настоящий экстаз, бурлеск в прямом смысле слова, вихрь эмоций, волнений и целого потока счастья! Всего того, что несёт с собой насыщенная творческая жизнь. Конкурсная жизнь Grand Piano Competition.