Редакция «Русского искусства» отважилась посвятить этой воистину неисчерпаемой теме очередной номер журнала. Не с тем, чтобы попытаться объять необъятное, но чтобы дополнить известные биографии малоизвестными страницами.
Художник и танцовщик, поэт и скульптор, коллекционер и «искатель» похищенных ценностей – под обложкой осеннего номера «Русского искусства» собраны истории людей очень разных. Тем многомернее, глубже и ярче развёрнутая перед читателем картина, тем удивительней открытия, которые его ожидают.
По давно возникшей традиции журнал берёт на себя роль развёрнутого «путеводителя» по актуальным выставкам. Одна из них – «Век ради вечного» –приурочена к 100-летию Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря. Так же назвала свою статью Мария Никитина, приоткрыв читателям секреты возвращения к жизни искалеченных людьми и временем шедевров изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Андрей Городнянский делится результатами кропотливого поиска сведений об одарённом, но, к сожалению, по-чти забытом ныне художнике Михаиле Мамонтове, племяннике знаменитого мецената. Выставка работ живописца открыта в подмосковном семейном доме Мамонтовых – музее-усадьбе «Абрамцево». Анжелика Мышкина знакомит с творчеством двух талантливых учеников Архипа Куинджи – Константина Богаевского и Николая Химоны, унаследовавших от своего Мастера такое понимание природы, которое позволяет раскрыть «внутреннее» в картине. И снова материал неслучаен – грандиозная экспозиция, посвящённая 175-летию со дня рождения Куинджи, открылась в начале октября в Третьяковской галерее. А в пространстве Сытного двора в Коломенском проходит выставка «Искусный правитель: император Александр I». Статья Андрея Топычканова посвящена представленным на ней экспонатам, большая часть которых создавалась для прославления не столько монарха, сколько вверенной его попечению державы Российской.
Наталья Кортунова рассказывает о том, как на могиле Рудольфа Нуреева на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа ничем не примечательный и совершенно не соответствующий обстоятельствам крест был заменён фантастической красоты мозаичным надгробием, копирующим любимый восточный ковёр великого танцовщика. Благодаря Константину Журомскому открываются практически неизвестные широкой публике страницы жизни и творчества Евгения Лансере – замечательного скульптора, рачительного помещика и заядлого коневода.
Но самым увлекательным, пожалуй, получился «художественный детектив» Рэдмоны Жуйковой, посвящённый акварелям Александра Средина с интерьерами Павловского дворца; он в этом году, как и прочие императорские резиденции в окрестностях Петербурга, отмечает столетие в статусе музея. Шаг за шагом автор проводит читателя по лабиринтам научной атрибуции графических работ, на которых Павловск запечатлён в своей первозданной красоте, до обрушившихся на него трагедий ХХ столетия.
Впрочем, весь журнал выдержан в стиле захватывающего расследования. И этот мастерски задуманный и филигранно осуществлённый «квест» стоит того, чтобы пройти его с первой страницы до последней.
Виктория Пешкова