Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 апреля 2025 г.
Литература Рецензия

Тропы судьбы

14 апреля 2025

Дарья Леднева

Мистический рёкан на краю Киото: 11 рассказов авторов мастер-курса Тамасии-но Кое / Алексей Небыков [и д. р.]. – [б. м.]: Издательские решения, 2025. – 192 с.

Произведения сборника «‎‎Мистический рёкан на краю Киото» созданы в рамках одного из курсов Писательской академии Антона Чижа. У межавторских сборников есть одна яркая особенность – в определённой степени заданные условия, но они отнюдь не границы фантазии, а вызов, на который каждый автор-участник откликается и предлагает решение. Можно сыграть по правилам, можно сломать их и подстроить под себя.

Япония – страна с богатой мифологией, населённая многочисленными демонами, которых называют ёкаи. Бестиарий, предваряющий сборник, знакомит читателя с самыми разнообразными представителями потусторонних сил. Кажется, в Японии есть демон на любой случай жизни. И вся эта зубастая и клыкастая братия облюбовала старую японскую гостиницу, рёкан. Не повезёт путникам, которые туда забредут!

Впрочем, ёкаи не просто чудовища или монстры из страшилок, которые хотят полакомиться человечиной, демоны выполняют определённую функцию.

Одиннадцать рассказов – одиннадцать путников, одиннадцать историй. Каждое произведение построено по принципу «история в истории». Кого-то в древний рёкан приводит любовь, кто-то попадает волею судьбы, случайно, кто-то нарочно прибывает в рёкан, чтобы разобраться в происходящем, кому-то просто больше некуда идти, потому что мир его отвергает, кто-то потерял смысл жизни и ищет смерти. Один виновен в страшном преступлении, другой много страдал и заслуживает утешения. Ёкаи желают услышать исповедь гостя, но не ради праздного интереса, демоны выступают в роли судей, взвешивают сердце человека, оценивают поступки, определяют, усвоил ли он урок.

У каждого человека в жизни был поворотный, ключевой момент. У каждого есть история.

Пребывание в рёкане – это испытание.

«Никто не знает, кем войдёт человек в рёкан и каким из него выйдет».

Условие, по которому надо рассказать историю одного путника, ночевавшего в рёкане, задаёт схему, границы, с одной стороны, ограничивает размах. С другой стороны – шаблон превращается в вызов, когда необходимо найти свой неповторимый подход к заданию, уникальный способ отразить мистические связи судеб, законы правды и справедливости, тайны бытия.

Необычен язык рассказа «Неодолимая тишина света» Алексея Небыкова. Язык рассказа – плотный, сложный узор инверсий, заставляющий останавливаться и задумываться о смыслах. Такой стиль создаёт ощущение иномирности, передаёт соприкосновение с другим пластом пространства. Законы мистического рёкана отличаются от законов мира людей, для человека это сродни попаданию в загробный мир. Потому инородная природа рёкана выражена в сложном эксперименте с языком. Сам рассказ – философская история о расплате, предназначении, справедливости, честности. В каждой комнате героя ждёт испытание духа. Человек должен быть честен перед самим собой, должен исправить сотворённое зло, даже если зло сотворено не им. К теме расследования происходящего в рёкане обращается и Елена Гулкова в рассказе «Не смотри на небо через тростинку». Природа зла определена как страх, который демон или злой человек пытается заглушить, совершая дурные поступки и вредя другим. Жизнь – каждодневное испытание духа, поддаться слабостям или побороть.

Не во всех рассказах герой расплачивается за содеянное. Иногда герой заслуживает прощения. Не оставляет равнодушным рассказ Гульнары Василевской «Сиекоро юкар». История о потери, о страдании, о поиске смысла жизни, об отчаянии и, наконец, о внезапном счастье, которое оправдывает наполненные болью годы. Интересно, как в этом рассказе автор работает с пространством. По исходным данным, которые обозначены в прологе сборника, может показаться, что пространство действия должно быть ограничено одним только рёканом. В самом деле, во многих рассказах японская гостиница становится центром художественного мира. Однако, в произведении Василевской пространство расширяется, погоня демонов выходит далеко за пределы рёкана, и последнее противостояние разворачивается в доме крестьянина. В упомянутом выше рассказе Елены Гулковой действие тоже выходит за пределы древней гостиницы. Расширение пространства показывает, что суд над человеческой душой, испытание – это дело не одной ночи, а всей жизни.

И, конечно, не обходится без темы любви. Любовь толкает человека на подвиги, на благородные поступки, но часто толкает и на дурные. Иногда на преступление ради спасения и помощи другому человеку. Любовь – двигатель человеческой жизни. Но погружаясь в скверну, не забывает ли человек, с чего всё началось?

Любовь и предательство, предательство и раскаяние – тема рассказа Ирины Тушевой «Сумерки вечной любви».

Можно ли изменить судьбу? Испытание в рёкане показывает человеку, кто он, что для него значимо на самом деле, ибо забыть себя, забыть свои цели – очень легко. Рёкан даёт человеку возможность изменить выбранный путь. И в тоже время, в возможности изменить судьбу заключается и своеобразное наказание, оно выражено в осознании того, что можешь упустить шанс. Разве это не мучительно, понимать, что вновь можешь всё потерять, на этот раз – бесповоротно? Таким образом, испытанием становится не только ночь в рёкане, но и жизнь после. Темы судьбы и любви переплетаются в рассказе Судзури-но Тамаси «И-но ути».

Необычен подход Юлии Рыковой в рассказе «Голубые глаза, что смотрят сквозь темноту». Рёкан не только место испытания души, рёкан ещё может стать домом для того, кто не такой как все, а ёкаи – друзьями и семьёй. Границы между человеком и демоном смещены и в «Истории Сэра-Сан, моряка из Вадзимы», автор Некто Букер. В произведении Елены Валужене «Ночь призраков» рассказчиком истории становится не заблудившийся путник, а служитель рёкана. В рассказе Кадзицу Яманэко «Наследие Оммёдзи» тоже своеобразно представлены отношения ёкаев и путников: нерадивых демонов судит гость.

В рассказе Елизаветы Воронцовой «Источник забвений, или тайная история в заброшенном рёкане» исследуется вопрос подлинной и мнимой славы. Жажда успеха, признания часто обесценивают талант, сбивают человека с пути духовного совершенствования. Рассказ Елены Туминой «Горячее сердце растопит и лёд» – своего рода интерпретация сюжета о Морозко на японский лад.

Расплата за совершённые злодеяния. Духовное перерождение. Милосердие и прощение. Даже капля лихой удачи. Вопрос ответственности за поступки рассмотрен всесторонне. Перед лицом возможной смерти, попав в крайнюю ситуацию, лихорадочно перебирая события жизни, человек обречён взглянуть на себя по-новому. И кому-то это будет погибелью, кому-то вторым шансом.

Сборник рассказов «‎‎Мистический рёкан на краю Киото» можно скачать бесплатно по ссылке:

https://ridero.ru/books/misticheskii_ryokan_na_krayu_kioto/?clckid=e628623e


«ЛГ»-досье:

Дарья Леднева – кандидат филологических наук, преподаватель Литературного института имени А.М. Горького, критик, автор журналов «Звезда», «Знамя», редактор литературно-критического альманаха «ЛитСтарт». 

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Великие рифмы вечных смыслов

    30.05.2025
  • Ум и воля

    30.05.2025
  • ЛГ-рейтинг

    30.05.2025
  • Бог ещё надеется на меня

    29.05.2025
  • Два в одном

    29.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS