Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 июня 2024 г.
  4. № 22 (6936) (05.06.2024)
Культура

Тройка, семёрка, Дама

Еще одна интерпретация знаменитой повести

06 июня 2024
Актёры Андрей Анкудинов в роли офицера Сурина, Станислав Бондаренко в роли военного инженера Германна, Александр Бобровский в роли Чекалинского и Александр Емельянов в роли конногвардейца Нарумова (слева направо) / Агентство «МОСКВА»

Театр всегда внимателен к текстам, изначально для него не предназначенным. Для него они – возможность заглянуть за пределы, установленные сценическому искусству. А значит, у великой прозы никогда не будет недостатка в постановщиках-интерпретаторах. «Пиковая дама» за без малого два века своего существования собрала их целую когорту, не говоря уже о том, что с 1890 года она существует в тени оперы Чайковского, либретто которой (сочинённое его братом Модестом) достаточно сильно меняет смысл авторского послания.

Театр имени Моссовета пригласил на постановку Игоря Яцко, художественного руководителя режиссёрско-актёрской лаборатории «Школы драматического искусства». Специфика ШДИ предполагает свободное существование в сценическом пространстве, абсолютное владение пластикой и голосом, отменную хореографическую подготовку. Театр имени Моссовета живёт в иной системе координат – «по Станиславскому», а не «по Анатолию Васильеву». В идеале такой шаг должен был бы сработать на расширение творческого диапазона труппы. Однако освоение непривычного режиссёрского почерка требует времени. Постановщику его, судя по всему, не хватило, о чём можно только пожалеть.

Сцена бала (хореограф Рамуне Ходоркайте) выглядит откровенно вымученной: ни в вальсе, ни в польке нет не то что лёгкости и упоения, но обычной слаженности – пары то и дело сбиваются с такта, причём по вине барышень. С этими тремя «полуграциями» просто беда. Лили Болгашвили, Екатерина Девкина и Мария Колесникова появляются в трёх ипостасях – дамами на балу, горничными и ангелами – и во всех умудряются выглядеть субретками из провинциальной оперетки.

Можно предположить, что режиссёру, как в своё время князю Шаховскому, захотелось поиграть в водевиль. По правилам этого жанра существуют и Дама света (Маргарита Юдина), и Дама чёрной масти (Анастасия Тагина), в которой, увы, нет и намёка на «тайную недоброжелательность», и графиня в молодости (Ксения Хаирова). Но по-настоящему органичны в этой стихии только граф Сен-Жермен (Виктор Гордеев), изящно отряхивающий со своего камзола пыль XVIII столетия, и супруг молодой графини (Дмитрий Журавлёв), приходящий в умиление от двух «харит» (Илона Старынина и Дарья Таран), исполняющих дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского.

Сценография Натальи Авдониной и световая партитура Сергея Скорнецкого прозрачны, но не призрачны – помыслы и поступки персонажей тут как на ладони.

Мистика режиссёра не занимает ни капли. Даже посмертное явление графини обставлено совсем буднично – две служанки ведут под руки свою старую хозяйку.

И драма молодых героев для него – вполне обыденна. За этой обыденностью скрывается бездна, но, чтобы заглянуть в неё, Дарье Балабановой, играющей Лизу, не хватило актёрского и жизненного опыта (она недавно со студенческой скамьи). Будем надеяться, что со временем молодая актриса лучше поймёт свою героиню. Германн в исполнении Станислава Бондаренко холоден, бесчувственен, прямолинеен, чуть ли не примитивен. Актёр, много снимающийся в кино, перенёс на сцену целый ворох киношаблонов. Нельзя не признать – на образ они действительно работают, но в трёхмерном пространстве сцены хочется видеть нечто более глубокое и неоднозначное, чем схема, намертво впечатанная в двухмерность сегодняшнего киноэкрана.

Ради чего точно стоит идти на «Пиковую даму» в Театр Моссовета, так это ради упоительной, неуловимой атмосферы пушкинской эпохи, сгенерированной темпераментным актёрским «квинтетом» (при поддержке струнного квартета, скромно обосновавшегося в уголке сцены). Александр Бобровский (его Чекалинский – эдакий огонь под пеплом), Дмитрий Попов (надменный Томский), Александр Емельянов (азартный Нарумов), Андрей Анкудинов (обаятельнейший Сурин) и Павел Усачёв (лихой Зорич) – чувствуют и понимают то невозвратное время так, словно в нём и родились. Удаль картёжная и офицерская, безукоризненные манеры. А как звучат в их исполнении любимые многими романсы на стихи Пушкина и Дениса Давыдова! Тот случай, когда исполнители либо абсолютно совпали с режиссёром по группе крови, либо обладают даром ловить на лету его посыл. В любом случае «дивертисмент» Игорю Яцко удался блестяще!..

Валентина Талызина в роли графини Анны Федотовны / РИА НОВОСТИ / Владимир Федоренко

Но главное, «Пиковая дама» – это оммаж Валентине Талызиной. Героинь, умевших заставить весь мир вращаться вокруг них, за долгую творческую жизнь замечательная актриса переиграла немало. Казалось бы, что нового могла она открыть и для себя, и для зрителей, сыграв графиню Анну Федотовну? Сыграть свою ровесницу для Талызиной не акт «профессионального мужества», а возможность поверить женскую судьбу алгеброй времени. Актриса словно выставляет двустороннее зеркало, отражающее её в героине и героиню в ней. Амальгамой же ему служит пушкинская поэзия. Голос Талызиной нисходит на притихший зрительный зал: «О, не хочу я, други, умирать. / Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» И «печальный закат» бурной жизни графини Анны Федотовны приоткрывает нам её собственную тайну, более жгучую, чем та, что составляли три заветные карты.


Тэги: Театральная площадь
Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Актёр и гражданин

    21.03.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS