Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 февраля 2019 г.
  4. № 6 (6678) (13.02.2019)
Литература

Труд смотрителя маяка

Журнал должен держать высокую художественную планку

12 февраля 2019

Марина Саввиных – о судьбе «толстых» журналов, перспективах бумажных книг и потере квалифицированного читателя.


– У истоков журнала «День и Ночь», в прошлом году отметившего 25-летие, стояли писатели Роман Солнцев и Виктор Астафьев. Кто из известных авторов публиковался на страницах издания за годы его существования?

– В нашем журнале в разное время опубликованы произведения А. Битова, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, С. Лукьяненко, Ю. Кублановского, Р. Казаковой, В. Алейникова, В. Курбатова, М. Успенского, А. Лазарчука, Р. Сенчина, М. Тарковского… В своё время «ДиН» открыл для читателей Сибири творчество Герты Мюллер, которая в 2009 году стала нобелевским лауреатом. Уже в последние годы нашими желанными авторами стали Людмила Щипахина, Лариса Васильева, Владимир Крупин, Владимир Костров, Константин Скворцов…

– Очевидно, что быть редактором «толстого» литературного журнала в наши дни – дело непростое. Как вам удаётся нести «редакторское бремя»?

– Своя ноша не тянет. Тем более что чем дальше работаешь, тем яснее понимаешь: это не бремя и даже не крест. Это – труд смотрителя маяка. Главное – чтобы фонарь не запылился и не погас. Остальное – мелочи, какими бы порой несносными они ни казались.

– Марина Олеговна, расскажите, пожалуйста, как формируется номер. Вы заказываете материалы или публикуете те, которые поступают самотёком? Каких авторов вы в основном печатаете: провинциальных или столичных?

– И заказываем, и самотёк принимаем. Но я всегда подчёркиваю, что собирать журнал нам помогает наша исключительно активная и заинтересованная редколлегия. Москва, Санкт-Петербург, Омск, Пермь, Челябинск, Екатеринбург, Иерусалим, Филадельфия… география весьма и весьма обширна. Всюду есть талантливые поэты, прозаики, публицисты, произведения которых члены редколлегии сами находят и рекомендуют к публикации.

– Издания всегда придерживаются определённой концепции, и с приходом нового редактора нередко меняют направленность. В чём вы как редактор видите основные перспективы развития журнала «День и Ночь» и его дальнейшую судьбу?

– Не нахожу, что 12 лет назад – после ухода из жизни основателя журнала и первого главного редактора Романа Солнцева – «День и Ночь» переменил направленность. Время сейчас другое – журнал движется в ногу со временем.

Всё же задача литературного журнала предоставлять читателю наиболее полную картину современной литературной действительности. А она ведь многопланова! При этом уже при рождении журнала ему была присвоена некая установка – «для семейного чтения». Поэтому, с одной стороны, мы придерживаемся «срединного пути». Пусть будет разное! С другой – стараемся высоко держать планку художественного качества. Давать читателям достойную пищу для ума и сердца.

Перспективы? Помните ахматовское: «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был»? Быть с людьми, отвечать на их насущные духовные запросы. Катакомбная судьба русской литературы заканчивается. Рукописи, которые авторы отовсюду присылают в «День и Ночь», – прямое тому подтверждение.

– Многие считают «толстые» журналы явлением устаревшим. Для кого сегодня они существуют? Можно ли возродить былой интерес читателя к феномену «толстого» журнала и увеличить подписку? Или придётся мириться с текущим положением дел?

– Действие равно противодействию. Чем более жёстко и безальтернативно человека загоняют в виртуальный мир, в «нереальную реальность», тем больше он жаждет чего-то, что подтверждало бы его физическое существование. Что можно подержать в руках, ощутить вес, фактуру материала… Поэтому бумажная книга никуда не уйдёт. Просто она становится другой – сродни произведению декоративно-прикладного искусства.

Так же и «толстые» журналы. Да, всё самое-самое острое, актуальное и привлекательное ушло в интернет. Но мировые сети – как мировой океан, в котором всё меньше остаётся живого места без мусора и убийственных химикатов. Литературные журналы – своего рода фильтры. Они доставляют читателям «художественную информацию» определённого качества. Конечно, во многом квалифицированный читатель потерян – не только в России, но и в мире. Но это не значит, что мы сдались. Может быть, пришло время нового «хождения в народ»… По крайней мере, предаваться унынию и плыть по течению мы не намерены.

– Мне известно, что вы спорите с коллегами, отстаивая традиционное стихосложение. В чём для вас заключаются главные достоинства подлинного поэтического произведения? В мастерском владении стилистическими приёмами, отточенной технике, верности классической школе или в чём-то ещё?

– Никакого «традиционного» и тем более «актуального» стихосложения нет и не бывает. Достоинство поэтического произведения в его причастности к поэзии. Есть поэзия и не-поэзия. Прочее – от лукавого.

Беседу вела

Юлия Скрылёва



13-Саввиных.jpg

«ЛГ»-досье

Марина Олеговна
Саввиных (Наумова)

родилась в 1956 году. Выпускница филологического факультета Красноярского педагогического института. Публикации в литературной периодике с 1973 года: журналах «Юность», «Уральский следопыт», «День и Ночь», «Сибирские Афины», «Москва», «Дети Ра», «Северная Аврора», «LiteraruS» (Хельсинки), «Побережье» (Нью-Йорк), «Образы жизни» (Сан-Франциско), еженедельнике «Обзор» (Чикаго), коллективных сборниках и антологиях. Автор десяти книг стихов, прозы, художественной публицистики. Лауреат премии Фонда имени В.П. Астафьева (1994), Всероссийского конкурса поэзии и малой прозы имени С.С. Бехтеева (2014), Х Всероссийского поэтического конкурса «Мечети – Божьи храмы» (2016). Член СПР, Международного Союза писателей Иерусалима, Международного ПЕН-клуба, Гильдии межэтнической журналистики. Член Президиума Международного Союза писателей ХХI века. Заслуженный работник культуры Красноярского края. Награждена орденом общественного признания имени Достоевского I степени и памятной медалью СПР «Василий Шукшин». Главный редактор литературного журнала «День и Ночь». Живёт в Красноярске.

Тэги: Юлия Скрылва
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • История Вселенной продолжается

    14.09.2022
  • На свет призывный отзываясь

    07.09.2022
  • Драгоценное настоящее

    10.08.2022
  • Диалог поколений на равных

    27.07.2022
  • Путешественник во времени

    15.06.2022
  • Конец света всё спишет

    60 голосов
  • Критика поднимает настроение

    51 голосов
  • Словесное обличье незримого

    47 голосов
  • Циркач на шаре

    39 голосов
  • Возвращение Катаева

    34 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS