
Фёдор Кручина, экономист, Воронеж
С развитием искусственного интеллекта, автоматизации и технологий цифрового бессмертия мир труда переживает тектонические сдвиги. Когда ИИ способен выполнять задачи быстрее и дешевле человека, а цифровые копии личностей могут существовать и действовать в виртуальной среде без физического тела, привычные представления о труде стремительно теряют актуальность.
Искусственный интеллект уже сегодня вытесняет людей во множестве профессий. Алгоритмы берут на себя рутинные задачи в бухгалтерии, логистике, здравоохранении, юриспруденции и даже креативной сфере. В некоторых случаях ИИ делает это с большей скоростью, точностью и без усталости. Экономист и профессор MIT Дарон Аджемоглу предупреждает, что без регулирования автоматизация может привести к росту неравенства и потере рабочих мест быстрее, чем создаются новые. Компании, стремящиеся к повышению эффективности, массово внедряют интеллектуальные системы, не всегда думая о социальных последствиях.
Параллельно с этим появляется новый феномен – цифровые копии личности. Один из самых ярких футуристов современности, Рэй Курцвейл, ещё в начале 2000 х предсказал, что к 2045 году появится возможность «загрузки сознания», при которой человеческий разум будет перенесён в цифровую среду. Сегодня стартапы вроде MindBank и Replika уже создают примитивные цифровые аватары, обученные на данных конкретного человека. В будущем такие копии смогут не только сохранять личность, но и, возможно, участвовать в экономической деятельности, «работая» без физического тела.
С этим напрямую связана и идея базового безусловного дохода (ББД). Один из главных сторонников этой концепции – предприниматель и политик Эндрю Янг, выдвигавший свою кандидатуру на пост президента США в 2020 году. Он предлагал ежемесячно выплачивать каждому гражданину по 1000 долларов как компенсацию за потерю рабочих мест из-за ИИ. По мне¬нию Янга, ББД станет «новым фундаментом» экономики, в которой труд больше не гарантирует выживание.
При этом возникает новая форма труда – в виртуальной реальности. Уже сегодня в метавселенных вроде Roblox или Decentraland миллионы пользователей зарабатывают деньги, создавая объекты, продавая цифровую одежду, обучая других или управляя активами. Эксперты, такие как канадский философ Маршалл Маклюэн, ещё в XX веке говорили о «глобальной деревне», в которой виртуальное пространство становится новым общественным полем. Сегодня это поле превращается в полноценную цифровую экономику. И если цифровые копии личности смогут участвовать в ней, то сам человек может фактически выйти из трудового процесса, передав «работу» своему виртуальному продолжению.
Это ведёт к переосмыслению понятия труда. Юваль Ной Харари, историк и автор книги Homo Deus, утверждает, что в будущем большинство людей могут оказаться в категории «бесполезных с точки зрения экономики», если ИИ станет доминирующим источником продуктивности. Он предлагает готовиться к реальности, в которой работа больше не определяет статус, смысл или доход. В такой ситуации труд будет не обязанностью, а выбором – формой творчества, игры, самовыражения.
Тем не менее остаётся масса нерешённых вопросов. Если цифровая копия может зарабатывать, кому будут принадлежать эти деньги – оригиналу, семье или самой копии? Кто будет платить налоги – физическое лицо или цифровое? Как государство и законы адаптируются к появлению таких «гибридных» субъектов? Эти вопросы уже обсуждаются на международных форумах по цифровым правам, включая Всемирный экономический форум в Давосе, где подобные идеи всё чаще звучат не как фантастика, а как стратегическое планирование.
Ясно одно: классическая формула «работаешь – зарабатываешь – выживаешь» стремительно уходит в прошлое. В будущем труд, возможно, станет занятием по вдохновению, а не по необходимости. Главное – чтобы в этом мире, где работу могут выполнять ИИ и цифровые копии, человек сохранил своё место. Не только в экономике, но и в культуре, смысле и истории.
«ЛГ»-ДОСЬЕ
ООО «Западно-Сибирский центр профессионального обучения» объявило о наборе на онлайн-курсы «Нейросети для педагога». Прекрасно – педагоги должны знать больше или, во всяком случае, не меньше своих «продвинутых» учеников. Но когда знакомишься с программой, возникают сомнения. Нет, педагогов не собираются учить определять, ученик выполнил задание или это за него сделал искусственный интеллект, педагогов самих намерены обучить генерировать тексты, презентации, учебные рабочие листы, тесты и викторины. Сегодня лекцию напишет ИИ, а завтра читать её начнёт аватар. За преподавателем останется функция воспитания? Но ведь воспитание из нашей образовательной системы давно уже вычеркнуто…