Недавно учительскую – и не только! – общественность взбудоражил скандал с увольнением Татьяны Кувшинниковой, учительницы русского языка и литературы из Барнаула, за публикацию в соцсети фотографии в купальнике (заметим – в поддержку зимней Универсиады!). Сигнал (читай: донос) поступил от матери одного из учеников.
Российские учителя отреагировали мгновенно и адекватно: устроили флешмоб, выложив свои фото в купальниках. Причём не только словесники. И не только женщины. И не только молодые.
Лично меня так восхитила эта акция, что я тут же выложила свои – аналогичные – фото в «Фейсбуке». Тут уж разгорелась дискуссия вокруг меня. Но дело не во мне – я просто, что называется, «вызвала огонь на себя», чтобы прояснить ситуацию. В сухом остатке мнения явили два полюса. Цитирую: «учителя – боги. И только боги». И – «никогда не считала учителей за людей».
По поводу «богов». Я понимаю так, что сторонники этой позиции считают, что учителю «всё человеческое» должно быть «чуждо». Вторая позиция, на мой взгляд, ещё «лучше»: учителя – это граждане с маленькой зарплатой и неустроенной личной жизнью, короче, – «неудачники» (самое страшное оскорбление в наше время), что с них взять?
Друзья мои, а может, не стоит кидаться из крайности в крайность, объявляя учителя то «сверхчеловеком», то «недочеловеком». Может, истина, как предполагали древние, посередине?
Учитель не только не Бог, но и не священник. Это раз. Современный российский учитель – человек продвинутый, активный и вполне «успешный» (самый большой комплимент в наше время!). Это два. Учитель сродни врачу. (Может, и врачам выкладывать свои фото исключительно в белых халатах?)
«Учитель» и «врач» – профессия. Да, важная, да, ответственная, но профессия! А человек больше, чем его профессия, – у человека есть личная жизнь. И, кстати, чем она ярче, насыщенней, интересней, тем он, человек, лучший работник! Это тем более относится к учителю, потому что, как писал ещё Сухомлинский: «Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется («выгорит». – И.К.) и не сможет работать».
А мой незабвенный друг, директор школы имени Маяковского, Семён Рувимович Богуславский, помнится, говорил, что чем больше у учителя «дури» (под этим словом он подразумевал увлечение спортом, альпинизмом, йогой, танцами et cetera), тем умнее будут его ученики.
И тот, и другой педагог были людьми двадцатого века.
Так нам ли, людям века двадцать первого, откатываться к идеалу чеховского «человека в футляре», который, как известно, «даже в хорошую погоду… выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате» (какой уж тут купальник!), а, увидев своего коллегу, едущего на велосипеде, с негодованием воскликнул, что «эта забава совершенно неприлична для воспитателей юношества», ибо «если учитель едет на велосипеде», то ученикам «остаётся только ходить на головах».
Исходя из этой пещерной логики: если по школе ходят беременные учительницы (что, к счастью, бывает нередко!), то что же остаётся делать ученикам?
Уверена: вопрос учитель(ница) в купальнике (плавках) не этический, а эстетический. Выложенное на всеобщее обозрение не обязательно должно быть «90-60-90» – оно не должно быть пошлым.
Ведь другой герой Чехова (кстати, врач!) говорил, что в человеке «всё должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли». А главный враг прекрасного (читай: человеческого) – это пошлость.
И глупость.
P.S. По последним данным, учительницу в купальнике поддержали не только коллеги, но и знаменитости, политики и даже министр образования Алтайского края. Ей уже обещана другая хорошая работа.
…Как написал в своём стихотворении герой фильма «Доживём до понедельника»: «Дураки остались в дураках…»
Да, в России нужно жить долго, но, может, хоть до понедельника мы уже дожили?