Ребятня-то, понятное дело, полной свободе и бесконтрольности рада, а вот у родителей головная боль: до отпуска ещё далеко (если он вообще предвидится летом), а с чадом уже сейчас что-то нужно решать. Счастливчиков, у которых есть бабушки с дедушками да вдобавок ещё и дачи, не так уж и много. Ну, положим, на одну смену в загородном или даже приморском лагере среднестатистическая столичная семья ещё наскребёт по сусекам. А что делать дальше? Пришкольные летние лагеря для подавляющего большинства родителей были настоящей палочкой-выручалочкой: по крайней мере взрослые знали, что их чада находятся под присмотром, накормлены и заняты полезным и познавательным делом, например, посещением музеев и других достопримечательных мест, не говоря уже о смысловых играх на свежем воздухе. И стоило-то это всё сущие копейки.
Весь перечисленный калейдоскоп услуг широко, надо признать, предлагается родителям и сейчас (свято место, как говорится, пусто не бывает!). Но... уже совсем за другие деньги. Раньше родители твёрдо знали, что за их отпрысками присматривают даже если и не «родные» учителя, но всё же педагоги из их же школы. И это, согласитесь, было немаловажным аргументом в пользу пришкольных летних лагерей. Кто теперь будет заниматься с вашими детьми, а главное, чем и на каком уровне – ещё большой вопрос.
Кто же забрал у детей и их родителей городские пришкольные лагеря? И чем занять оставшихся в городе школьников? В июне этими вопросами озаботились не только родители, но и столичные чиновники. Проблема-то, как выяснилось, коснулась очень многих, а потому, что называется, выплеснулась на улицы в буквальном смысле. Потому 18 июня и собралась Общественная палата при Департаменте образования города Москвы на круглый стол «Дневные пришкольные лагеря – доступный отдых для школьников. Правовое обоснование и социальные риски их ликвидации».
Сам собой напрашивается вопрос: не поздновато ли спохватились? Но положительный момент заключается уже в том, что благодаря этому собранию картина начала потихоньку проясняться, причём не только для узкого круга «посвящённых», но и для широкой общественности, поскольку на заседание были приглашены и учителя, и представители родительских общественных организаций, и, конечно, представители департаментов образования и культуры столицы.
Между последними и разгорелась на круглом столе основная дискуссия. И неслучайно: Департамент образования, как выяснилось, теперь вроде как и ни при чём, в этом году функции организации «полнокровного» летнего досуга детей, оставшихся в городе, передали Департаменту культуры. К этому, признался заместитель руководителя Департамента культуры столицы Владимир Филиппов, его ведомство вообще не было готово. В том смысле, что они и не предполагали, что пришкольные лагеря, особенно в первые летние месяцы, пользуются таким высоким спросом. И здесь возник закономерный вопрос: а кто-то, прежде чем принимать решение о передаче функций, проводил мониторинг общественного мнения? Оказывается, нет. Никакого опроса родителей и учителей в помине не было, хотя возможностей сейчас для этого, в эпоху-то интернета, куда как предостаточно.
Среди учителей бытует мнение, что причастные к принятию такого решения лица всегда могут оправдаться тем, что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» организация летнего отдыха детей не относится к основному виду деятельности образовательных учреждений.
– Тот факт, что многие годы именно на базе школ и организовывались лагеря и что большинство образовательных заведений располагают всей необходимой базой, в том числе для полноценного питания и даже дневного сна детей, почему-то никто во внимание не взял, – сетует глава общественной организации «Единая независимая ассоциация педагогов» (ЕНАП) Екатерина Морозова. – И с законодательством здесь всё прекрасно сообразуется. Летние пришкольные лагеря можно было бы отнести к программам дополнительного образования, что недалеко бы ушло от действительности, ведь на базе таких лагерей, и это не секрет, во многих школах организовывались дополнительные занятия по иностранным языкам, информатике, географии и, наконец, физкультуре. И детям с родителями было бы хорошо, и учителям, у которых появилась бы возможность заработать дополнительную копейку.
А что имеем теперь?
– Многие оставшиеся в городе дети, как и прежде, по привычке приходят в школу, – рассказывает учитель русского языка и литературы школы № 2044 Северо-Восточного округа столицы Валентина Савченко, – заглянут в библиотеку, в читальный зал, поиграют там на компьютере, потом идут на стадион. Мы их, конечно, пускаем везде, ведь это наши ученики.
– А как вам объяснили сворачивание летних пришкольных лагерей? – спрашиваю.
– А никак, – отвечает Валентина Петровна, – просто сказали, что Департамент образования закрыл эту программу, и всё.
Но какую-то альтернативу детским пришкольным лагерям чиновники должны были предложить? Тем более что программу детского городского отдыха в принципе-то никто не сворачивал – её просто передали из одного департамента в другой. Соответствующее решение правительство Москвы приняло ещё в ноябре. За прошедшее время как-то можно было подготовиться к предстоящему лету?
Попытка была. Часть ребятишек на июнь забрали к себе художественные и музыкальные школы. Но таких заведений чуть больше сотни на всю столицу, и это, естественно, проблемы не решило. Тем более что детям, далёким от музыки и живописи, было не очень-то комфортно в таких школах, во многих из которых, к слову сказать, и в июне продолжались плановые занятия. Другой вариант – организованные Департаментом культуры в авральном порядке так называемые городские центры отдыха (ГЦО) при столичных парках.
– Но как они себе это представляют? – возмущается Екатерина Морозова, кстати, сама мама восьмилетнего мальчугана. – Чтобы наши дети весь день находились под открытым небом с непонятно как организованным питанием? А главное, таких парков на всю Москву – не более десяти.
С этими доводами нельзя не согласиться, тем паче, что погода в июне, прямо скажем, не всегда располагала к отдыху на свежем воздухе, да и информация о том, что в парках организованы центры для школьников, появилась в столичных СМИ лишь недавно. Из всех предложенных вариантов самым привлекательным выглядит детский центр на базе Дворца пионеров на Воробьёвых горах. Всё-таки это известный – если не на всю страну, то уж на всю Москву точно – старейший центр со своими устоями и традициями. Но дворец этот, понятное дело, не резиновый, всех желающих принять не может, да и с окраин сюда каждый день с детьми не наездишься. Ну а самое главное – за всё это, в том числе и за дневное пребывание детей на свежем воздухе в парках и скверах, – нужно раскошелиться на немалые суммы. Так, пятидневная летняя смена в том же Дворце пионеров обходится родителям в 6–7 тысяч рублей, и это наиболее выгодный из всех имеющихся вариантов.
– По 5–6 тысяч рублей за пятидневку вынуждены брать с родителей и детские центры творчества, – рассказала директор Центра «Москворечье» Татьяна Калиниченко. – Нам спускают планы, и мы должны показывать внебюджетные доходы. Хотя своих ребят (тех, кто посещал кружки на протяжении всего года) мы, конечно, принимаем бесплатно. Кроме того, у нас нет возможности организовать у себя питание детей, поскольку это изначально не было предусмотрено и мы, опять же, вынуждены обращаться в ближайшие школы или даже кафе. А это, понятное дело, дополнительные организационные и материальные издержки.
На фоне сложившейся ситуации многие столичные школы в этом году, как обычно, открыли у себя летние городские лагеря, но уже на платной основе: ведь бюджетная поддержка такой деятельности прекратилась. Так что если ещё в прошлом году отдых ребёнка при школе в течение полноценной смены обходился родителям в символическую сумму, то ныне только один день пребывания в таком лагере выльется самое меньшее в тысячу рублей. А это уже вполне сравнимо с затратами на загородный оздоровительный лагерь. Такая вот занимательная математика!
После бурной дискуссии в Общественной палате столицы участники круглого стола пришли к единогласному мнению, что всё нужно срочно возвращать на круги своя. Уже назначены новые слушания, принято решение создать соответствующие комиссии. Остаётся вопрос: к чему было заваривать всю эту кашу? Чтобы наглядно обосновать постулат о том, что за всё, в том числе и за летние пришкольные лагеря, нужно платить?
А между тем на дворе-то уже, считай, середина лета. Чада платёжеспособных родителей разъехались по дачам и морям, а дети из семей со скромными возможностями уже вовсю «оздоравливаются», либо сидя у экрана, либо на улицах, зачастую в компании своих же собратьев по несчастью. Сами в музей они пойдут вряд ли, а вот попробовать с уличными «авторитетами» пивко и сигареты могут. На кого будем пенять?