Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 сентября 2023 г.
Станционный смотритель

«Трупа доставлена на станцию для протрезвления»

Удивительный Владимир Короленко оказался мастером железнодорожных эпизодов

21 сентября 2023
Владимир Короленко

Как-то малозаметно отгремела в этом году круглая дата (170 лет со дня рождения) писателя Короленко. А ведь в 1910-е годы он был одним из главных моральных авторитетов страны, человеком, которого не только читали, но и почитали. После Февральской революции многие видели во Владимире Галактионовиче вполне достойную кандидатуру на пост главы Российской республики…

С ранней юности Короленко был связан с революционным подпольем. Простодушный, открытый, нетерпимый к любой несправедливости, он являлся для полиции лёгкой добычей. Ссылки и тюрьмы стали для него делом привычным. В них он познавал жизнь и во многом сформировался как литератор. В 1880 году во время ссылки в Пермь спасением для молодого писателя стало место на железной дороге. Причём достаточно высокооплачиваемое, особенно для политического ссыльного. Но образованных людей тогда в Перми не хватало, и Короленко приняли на службу, несмотря на статус неблагонадёжного. На Урале как раз начинался железнодорожный бум. Двумя годами ранее, 24 августа 1878-го, открылось движение на участке Уральской горнозаводской железной дороги длиной от Перми до станции Чусовской – более ста верст. И добраться из Перми в Екатеринбург теперь можно было за 22 часа – это в те времена казалось фантастикой. Города, прежде считавшиеся «медвежьими углами», расширялись, разрастались.

Чугунка, на которой довелось работать Короленко, соединила крупные уральские металлургические заводы, в том числе Нижнетагильский, Невьянский, Верх-Исетский. Писатель часто вспоминал о своей железнодорожной службе, как правило, уделяя внимания казусным, драматическим сюжетам. Например, таким: «Я был письмоводителем статистического отделения службы тяги. В этом отделении регистрировалась работа личного состава этой службы, то есть главным образом машинистов, их помощников и кочегаров, а также паровозов и их частей, вплоть до осей, бандажей и подшипников. К нам поступали ежедневные рапортички машинистов, порой очень курьёзные... «На такой-то версте, – писал, например, один машинист, – произошла остановка вследствие лежащего на пути мёртвого тела. Сия трупа оказалась принадлежащей стрелочнику номер такой-то в пьяном виде, которая и доставлена на станцию для протрезвления». Или: «…произошла остановка вследствие попавшего между буферов тормозного кондуктора». И ничего больше. Дальнейшая судьба злополучного кондуктора в кругозор машиниста, а с ним и нашей статистики не входила, тем более что кондуктор служил не в «тяге», а по «движению».

От этих впечатлений – один шаг до повестей, которые принесли Короленко громкую славу. Но отметим и другое: основательная, ежедневная служба помогла писателю познать русскую обыденность. К опыту студента и вольнодумца он добавил знания о России индустриальной, о России крупных городов. Ведь железная дорога – основа основ для всей промышленности, она объединяла губернии, каждая из которых отличалась самобытностью. Работа на железной дороге – даже в управлении, почти без командировок – позволяла увидеть и приметить многое. И молодой писатель сполна воспользовался этой возможностью.

Перелистывая книги Короленко, мы видим, что о своей железнодорожной службе он не забывал никогда. Это чувствуется даже, когда повествование не имеет никакого отношения к индустрии. А уж если в сюжет врываются паровозные гудки – в интонации сразу проявляются точность и теплота. Проза Короленко скуповата на яркие сюжетные повороты, на неожиданные щеголеватые образы. Он был правдив и основателен, а ещё умел сострадать униженным и оскорблённым – этим и велик. Но, когда в его повестях заходила речь о железной дороге, Владимир Галактионович превращался в художника. Чугунка для него – это и мир бездушных машин, и дорога, связанная с самыми тонкими чувствами и впечатлениями. Потому так врезаются в память железнодорожные эпизоды из Короленко: «Короткие прощальные разговоры, горячие объятия на перроне, рукопожатия в окно, маленькое столкновение товарищей с железнодорожными жандармами и – поезд тронулся, увлекая меня на восток... Далёк ли был путь, какая судьба ждала меня – я не знал». Всё это он перечувствовал и познал досконально.

С. Прокудин-Горский. Станция Пермь-1 Уральской горнозаводской железной дороги

Короленко замечательно показал чувства железнодорожного путника, открывающего Россию из поездного окна. И на каждом полустанке хочется остановится, выйти, чтобы всё увидеть в подробностях. Но путешествие продолжается – и мы оставляем позади станции и сёла, о которых, быть может, хотелось бы написать: «Мчишься в поезде от станции до станции или на пароходе от пристани до пристани, и страна мелькает мимо с головокружительной быстротой, оставляя впечатление грохота, свиста, дыма, в лучшем случае молчаливого пейзажа, красиво освещенного луной... И где-то там, вдалеке, ещё мерцают огоньки... Но как живут в этих деревнях, куда едет эта телега, промелькнувшая на пыльной дороге, рядом с полотном чугунки, о чём говорят эти мужики, остановившиеся в сумерках перед железнодорожным барьером у будки, в поле, всё это в виде мимолетного вопроса проносится и исчезает...».

Его считали «непорочным» человеком, эдаким Дон Кихотом без страха и упрёка. Истинно «положительным» человеком, какие, кажется, встречаются только в романах, да и то нечасто. На этом сходились антиподы – например, Иван Бунин и Максим Горький. Короленко не боялся оказаться гонимым, не стремился ни к славе, ни к регалиям. И все видели, что это не поза, а единственно возможный стиль жизни для этого свободомыслящего человека.

После октября 1917 года Короленко, в отличие от многих будущих «звёзд» белой эмиграции, не боялся открыто критиковать политику новых властей. Он не собирался покидать Родину, но и заискивать перед новыми хозяевами жизни не мог. Многое, очень многое разочаровывало и пугало его в те годы. Бессудные расправы, правовой нигилизм, слишком радикальное обобществление всего и вся. Видел он и разруху на железной дороге. Смириться с этим было нелегко. Жил Короленко на склоне лет в родной Полтаве. Переписывался с Анатолием Луначарским, с тревогой встречал и провожал поезда. Возрождения железнодорожной отрасли, увы, не увидел: ушёл из жизни вскоре после окончания Гражданской войны, в декабре 1921-го. Остались книги и судьба бесстрашного, прямодушного человека – единственного в своём роде.

Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Священная память войны

    07.05.2025
  • В трудах, в боях проверенный

    30.04.2025
  • Навечно в списках…

    23.04.2025
  • Монументы Героям

    16.04.2025
  • За себя и за того парня

    09.04.2025
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Маховик разрухи замер…

    34 голосов
  • Фронтовая теплушка

    30 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS