Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 октября 2021 г.
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

Трёпов и его империя

Министр путей сообщения оказался богом аппаратного манёвра

20 октября 2021
Министр путей сообщения Российской империи(30 октября 1915 – 27 декабря 1916 г.) Александр Трёпов

В плеяде выдающихся управленцев последнего тридцатилетия истории Российской империи Александр Фёдорович Трёпов занимает достойное место. Он стал министром путей сообщения во время Первой мировой войны, а потом даже на некоторое время возглавил Кабинет министров.

Быстрой и успешной карьере этого человека, безусловно, способствовало происхождение. Его отец прошёл несколько войн, был столичным генерал-губернатором, обладал всеми мыслимыми регалиями империи. Высокое положение занимали и старшие братья Александра Фёдоровича: оба являлись генерал-губернаторами, а один из них – Дмитрий Фёдорович – подобно отцу, занимал эту должность в столице и был близок к самому императору. К слову, Дмитрий Трёпов прославился крайне жёстким отношением к вольнодумству и считался противником «всех и всяческих» реформ.

Будущий же министр путей сообщения начал службу в гвардии, однако рано оставил армию и поступил в Министерство внутренних дел на должность чиновника для особых поручений. Очень скоро Александр Трёпов достиг высокого статуса при дворе, став камергером, а затем и егермейстером. Николай II ему вполне доверял. Хотя говорили о Трёпове разное. Кадет Андрей Шингарев видел в нём как тёмные, так и светлые стороны: «Человек бесцеремонный, человек данного импульса. У него есть большое самолюбие в порученном ему деле. Неискренность, неправдивость, непрямые пути... Он всегда беспристрастен. Хорошо разбирает дела. Хороший докладчик. Иногда соглашался с левыми. Когда стал министром, проявил самовластие и самодурство». Член Киевского клуба русских националистов, депутат Анатолий Савенко дал министру более высокую оценку, хотя тоже отмечал его вельможное лукавство: «Самый умный из братьев, способный, чрезвычайно решительный, с большим характером. Но оппортунист, который может пойти куда угодно. Если будет затронуто самолюбие, может далеко пойти».

30 октября 1915 года Александр Фёдорович возглавил Министерство путей сообщения. По его признанию, назначения на должность управляющего этой сферой он абсолютно не ожидал, ибо никакого отношения к путейскому ведомству ранее не имел. Разумеется, Трёпов не мог на первых порах профессионально ориентироваться в вопросах железнодорожного хозяйства, но, как оказалось, умел разбираться в людях – и подобрал отменную команду, самой яркой личностью в которой стал Эдуард Брониславович Кригер-Войновский, видный инженер, прекрасно сработавшийся с новым министром. В свою очередь, Кригер-Войновский подчёркивал, что Трёпов на удивление быстро вошёл в курс задач, стоявших перед российскими железнодорожниками. Особое внимание уделялось организации воинских перевозок. Не всё шло гладко, но главное – Трёпову и его соратникам удалось перевести отрасль с мирных рельсов на военные...

Министр умел добиваться крупных капиталовложений в строительство и модернизацию. Умел доказывать необходимость бюджетных ассигнований в отрасль, в годы войны ставшую ключевой для промышленности. Ведь даже в начале ХХ века война без экстренных железнодорожных перевозок была просто невозможна – в особенности в России с её пространствами. Трёпов и его команда перевели на широкую колею ветку Вологда – Архангельск. Все дороги этого направления были стратегически важны для фронта. Важнейшим являлся и другой аспект – строительство и оперативный ремонт стальных магистралей. Поэтому Александр Фёдорович в первую очередь рассматривал проекты, в которых инженеры предлагали новые подходы к ускоренным железнодорожным перевозкам.

За два года, отведённые Трёпову в министерстве путей сообщения, он мог бы успеть больше, если бы не политическая борьба, на которую постоянно приходилось тратить время и нервы. Тем не менее ему быстро удалось заработать репутацию одного из самых дельных управленцев той эпохи. Об этом говорит даже такая деталь: министр, много лет вращавшийся при дворе, знал, что любимым хобби императорской семьи стали автомобили. Да и автомобильная промышленность в России начинала постепенно развиваться. Поэтому Трёпов учредил при своём министерстве Управление шоссейных дорог.

«Благодаря своему волевому характеру, способности быстро ориентироваться и удачному подбору своих ближайших помощников он, при содействии их, вёл своё нелёгкое дело с настойчивостью и энергией, добиваясь сравнительно благоприятных результатов», – вспоминал министр земледелия Александр Николаевич Наумов. И добавлял: «Трёпов был одним из наиболее темпераментных и говорливых членов Совета министров. Он всегда принимал очень горячее участие в обсуждении многочисленных дел, поступавших от различных ведомств. Александр Фёдорович имел обыкновение высказываться обстоятельно, в непререкаемо-авторитетном тоне». Вельможной стати ему и впрямь было не занимать. Фамильное качество!

murm-zhel-doroga450.jpg
На строительстве Мурманской железной дороги

К тому же его признавали «богом аппаратного маневра». Трёпов умело проводил свои планы по строительству железных дорог, не особенно считаясь с коллегами по правительству. Здесь сказывались дипломатические способности министра. Император, как правило, поддерживал его начинания. Поэтому именно при Трёпове, например, несмотря на военные трудности, обрело необходимый темп строительство Мурманской железной дороги.

В придворной жизни Александр Фёдорович чувствовал себя как рыба в воде, в министерстве тоже быстро освоился. И нисколько не растерялся, когда 10 ноября 1916 года был назначен председателем Совета министров с оставлением в должности министра путей сообщения. По сути, его выдвинули на роль спасителя Отечества – и сам Трёпов тогда, в ноябре, верил в перспективу своей миссии. В представлении многих, он мог стать «вторым Столыпиным» – то есть властным, амбициозным премьером, способным подмять под себя оппозицию. При этом за Трёповым стояла не только громкая должность, но и «железнодорожная империя», в которой у него было немало верных сторонников. «Вот если бы вся Россия работала, как наши железные дороги.» – мечтал бывший глава МПС. Но. не сбылось. Революционная волна оказалась гораздо сильнее охранительной – и на посту премьера он продержался меньше двух месяцев. В отставку его отправили накануне нового, 1917 года, когда участь монархии была предрешена – ничто уже не могло остановить маховик февральских событий. Начиналась эпоха, в которую он не вписывался, просто не понимал её. Однако наследие Трёпов оставил заметное. В первую очередь это Мурманская железная дорога – пожалуй, главный объект того времени, построенный в абсолютно экстремальных условиях.

Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

Тэги: Арсений Замостьянов
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Константин и его константы

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS