Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 марта 2022 г.
  4. № 13 (6827) (30.03.2022)
Станционный смотритель

Царский терем Царского Села

Когда-то сюда подходила персональная императорская железная дорога

30 марта 2022
Так сказочно выглядел Императорский павильон в начале ХХ столетия

В стародавние императорские времена этот уголок природы превратился в любимую резиденцию российских монархов, пристанище придворных, гвардейцев и крупных чиновников, которые любили селиться поблизости от самодержца и его семьи. Постепенно Царское Село (ныне – город Пушкин) стало одним из красивейших мест в Европе: по архитектуре, по размаху парков… Имя Александра Сергеевича город получил тоже не случайно: нужно ли напоминать, что здесь, в «садах лицея», поэт провёл, быть может, лучшие свои годы, хотя и тяготился почти монастырскими порядками образцового учебного заведения.

 

Наконец, Царское Село – второй после Петербурга железнодорожный город России. Сюда по первой чугунке пришёл первый отечественный поезд. Абсолютно точно знаю, что этим гордятся и современные жители Пушкина! Но история, о которой сегодня пойдёт речь, началась гораздо позже, в тот самый момент, когда царь Николай II сделал своей резиденцией расположенный там Александровский дворец.

Для удобства монарха и придворных было решено построить собственный императорский маршрут от Витебского вокзала до Александровки. Выделили на этот проект фантастическую сумму – 4 миллиона рублей. В то время в России умели строить железные дороги быстро и надёжно, хватало и отечественных, и иностранных инженеров с изобретательными умами. Вскоре появился одноколейный путь в 21 версту. Тяжёлые императорские поезда ставили там рекорды скорости – ведь монархи всегда спешат… Движение любых других составов, кроме императорских, там исключалось.

Вокзал, сохранившийся до нашего времени, открыли в этом месте в 1912 году, построив его на месте сгоревшей при пожаре деревянной постройки, которую именовали Императорским павильоном. К работе над вокзальным корпусом пригласили архитектора Владимира Александровича Покровского – непревзойдённого мастера неорусского стиля. В конце XIX – начале ХХ века он возрождал эстетику старомосковского зодчества, добавляя к древней теремной эстетике масштабы нового времени. Такой была одна из тенденций Серебряного века нашей культуры – интерес к Древней Руси, к её образам, историческая память о которых возродилась именно в то время. Кстати, похожее здание Покровский построил и в Москве – дом палаты ссудной кассы в Настасьинском переулке. Он хорошо сохранился до наших дней. Перекликается с эстетикой вокзала города Пушкина и архитектура местного Фёдоровского городка, который дорог нам, помимо прочего, памятью о Сергее Есенине.

Вход в новый вокзальный Императорский павильон оформили как парадное теремное крыльцо с шатром на внушительных, но грациозных столбах. В залах – росписи почти как в Грановитой палате или в легендарном дворце царя Алексея Михайловича, что в Коломенском: двуглавые орлы, гербы городов, геральдические сюжеты, древнерусские орнаменты, сюжетные фрески. Художник Михаил Курилко – большой мастер театральной живописи – поработал здесь на совесть. Получился дом словно из былины, поистине сказочный вокзал. Сочетание локомотивов с корпусами, будто сошедшими со страниц графики Ивана Билибина, производило сильное впечатление. Если бы не Первая мировая война, похожие вокзалы в неорусском стиле непременно возводили бы по всей России.

Так, в Царском стало три железнодорожных вокзала: станция Царское Село, Александровская и Императорский павильон. Последний в этом году отмечает своё 110-летие.

На этом вокзале торжественно встречали высоких гостей Царского Села, например президента Франции Раймона Пуанкаре – главного союзника России того периода. Частенько на платформе и в вокзальных корпусах играли оркестры, звучала торжественная музыка, марши и гимны. Там царила императорская свита – охрана, по которой иностранцы судили о блеске российского двора. Однако свидетелей этой роскоши порой не покидало ощущение, если так можно выразиться, заката эпохи. Пышные церемониалы уже выглядели анахронизмом. Именно отсюда, кстати, император отправится в своё последнее путешествие в статусе коронованной особы – в Могилёвскую ставку… откуда он вернулся в Царское уже после отречения от престола. После революционных бурь в 1918 году «императорский» вокзал переименовали в Павильон Урицкого – в честь убитого 30 августа того же года председателя Петроградской ЧК. В здании обустроили общежитие работников Путевого ремонтно-механического завода. Впрочем, ни железнодорожники, ни архитекторы в этих исторических коллизиях, конечно же, не виноваты: они-то выполнили свой профессиональный долг безукоризненно и с вдохновением.

Увы, вокзальный павильон сильно пострадал во время Великой Отечественной – как и все окрестности Ленинграда. И, к сожалению, до сих пор не приведён в должное состояние. Больно смотреть на разрушения шедевра русской железнодорожной архитектуры.

Хочется верить, что уникальный – и по архитектуре, и по исторической судьбе – вокзал непременно возродится. Быть может, когда-нибудь там откроется музей истории российских железных дорог, достойный города Пушкина. Музей, в котором можно было бы узнать больше о повседневной жизни не только императорской железной дороги, но и других стальных магистралей России. О тех, кто их строил, – об инженерах, изобретателях, архитекторах, машинистах… Почему бы не помечтать?

 30-Внутри.jpg

Внутреннее убранство вокзала

30-Сегодня.jpg
Наши дни

Тэги: Арсений Замостьянов
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Константин и его константы

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS