Образ «дедушки Корнея», доброго волшебника, сочинившего «Айболита» и «Мойдодыра», настолько прочно укоренился в нашем сознании, что за ним часто теряется масштабная и трагическая фигура настоящего Чуковского. Канал "ARTПатруль" решил напомнить самые интересные моменты жизни писателя.
Чуковский родился вне брака, что в Российской империи было не просто семейной драмой, а социальным клеймом. Он был сыном прачки Екатерины Корнейчуковой и не смог получить отчество своего отца, поэтому в метрике его записали «Николай Васильевич Корнейчуков» (отчество дали по крёстному), а позже он стал «Николаем Корнейчуковым, сыном Екатерины». Унижения и тяготы бедности его детства оставили глубокий шрам на всю жизнь и во многом сформировали его сложный, целеустремленный характер.
Псевдоним «Корней Чуковский», который он составил из своей фамилии, действительно был взят для того, чтобы звучало более «литературно» и подходило для карьеры критика и журналиста. Однако это был не просто каприз. Для человека, рожденного вне брака, собственное имя могло быть постоянным напоминанием о «незаконном» происхождении. Новое имя стало частью создания себя нового.
В юности его исключили из одесской гимназии. Причиной официально считалось «низкое» происхождение, но также ходили слухи о нарушении правил. Эта несправедливость не сломила его. Чуковский, не имея формального образования, благодаря феноменальной самодисциплине стал одним из самых эрудированных людей своей эпохи. Аттестат зрелости он получил, сдав экзамены экстерном.
Чуковский не просто любил детей — он был их внимательным исследователем и тонким психологом. Его книга «От двух до пяти» — это не просто сборник забавных слов, а фундаментальный научный труд о развитии детской речи и мышления. Для него самого общение с детьми было источником огромной радости, творческой энергии и утешения в трудные периоды жизни.
Чуковский страдал от мучительной, пожизненной бессонницы. Литературный труд (особенно критика и переводы) был для него каторжной работой, требующей предельной концентрации. Поэтому в его доме в Переделкино, когда он работал или отдыхал, должна была царить абсолютная тишина. Семья соблюдала это правило не из-за страха, а из любви и понимания, зная, какой ценой ему дается каждая строчка.
Образ мудрого и доброго «дедушки Корнея» был лишь одной из его граней. В жизни он мог быть резким, ироничным, вспыльчивым и нетерпимым к глупости. Его дневники открывают глубоко несчастного, часто сомневающегося и раздражительного человека. При этом его доброта была деятельной: он бесконечно помогал репрессированным писателям, их семьям, хлопотал за жилье и пенсии, часто рискуя собственной репутацией.
Его первая сказка «Крокодил» была опубликована задолго до рождения младшей дочери Марии (Мурочки). Однако именно с Мурочкой была связана особая, невероятно глубокая связь. Многие знаменитые сказки, включая «Айболит», «Чудо-дерево» и «Бармалей», рождались как раз в общении с ней. Её ранняя смерть от туберкулёза в 11 лет стала для Чуковского тяжелейшей, неизлечимой травмой.
Чуковский был одержимым библиофилом. Он обладал колоссальной, феноменальной эрудицией. В его библиотеке было множество книг на английском языке, он блестяще переводил с английского (Уитмен, Киплинг, О. Генри) и даже составил трактат «Высокое искусство» о принципах художественного перевода. Он мог читать одновременно несколько книг, а его дневники пестрят записями о прочитанном, от высокой поэзии до научных статей.
Чуковский болезненно относился к тому, что его воспринимают исключительно как автора детских сказок. Он был, прежде всего, блестящим литературным критиком (его боялись и уважали), выдающимся переводчиком, исследователем литературы (его книга о Некрасове удостоена Ленинской премии) и публицистом. Он ценил все грани своего труда и тяжело переживал, когда его гигантский вклад в «взрослую» литературу оставался в тени «Мойдодыра».
Ранее мы писали: Советский рецепт Бехтерева: бульон для печени и суставов, который работает лучше БАДов
Фото: Freepik