Андрей Бунич,
глава Союза предпринимателей и арендаторов России
Несмотря на вал критики, в том числе в СМИ (см. «ЛГ», № 44, 2018), Госдума приняла усилиями фракции «Единая Россия» закон о самозанятых гражданах под видом эксперимента по установлению специального налогового режима в ряде регионов – в Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. Поскольку с 1 января 2019 года «инициатива» заработает, попробуем разобраться, каковы последствия.
Как говорил покойный генерал Лебедь, «глупость – это не отсутствие ума, это такой ум». Поэтому странной логике депутатов есть объяснение. Главная причина «спецопераций» по росту цен на бензин («налоговый манёвр»), повышению НДС и пенсионного возраста – нежелание проводить иные важные реформы. Что же НАДО делать? Где можно получить деньги для развития? Во-первых, нужна деофшоризация на деле, перерегистрация центров прибыли олигархических структур и госкорпораций в России – тут всё пока через пень колоду. Капитал утекает ещё активнее, поскольку условия вывода средств облегчаются. Другой источник – реформа госуправления с ликвидацией ненужных звеньев, возвращение государству контроля над собственностью, инвентаризация и «обеление» – это сулит триллионы и повысит эффективность производства. Пока же государство не ведёт должного контроля и координации.
Напрашивается сокращение расходов на фонд зарплаты различных бюрократических и квазикоммерческих (вроде госбанков) организаций. Недопустимо, когда директора и руководство переводят официально в частный карман гигантские суммы без увязки с успехами этих синекур, кормушек, «институтов развития» и пр. Зарплаты должны как минимум соответствовать госсектору. Очень важно обеспечить прозрачность и конкуренцию, снизить издержки при госзаказе и госзакупках. Прорыва в экономике не будет без кардинального – в разы – увеличения доли малого и среднего бизнеса, развития предпринимательства, ликвидации административного прессинга и защиты собственности, улучшения инвестполитики и правовой системы, активизации денежно-кредитной политики.
Но этим ни правительство, ни Госдума не озабочены – вот и ответ, зачем принимают дурацкие законы. Более того, правители всё дальше затаскивают нас в болото стагнации с потенциалом резкого падения – и без вдумчивого обсуждения альтернатив. Давно ничего не слышно о «25 миллионах высокотехнологичных рабочих мест» (лозунг 2012 года). Если б эти места появились, не пришлось бы огород городить с «самозанятыми».
Налицо вместо реформ попытки отобрать последнее – так называемый фискальный подход. Кстати, если вместо слова «фискал» (от латинского fiscus – казна) использовать русское «мытарь», смысл отразится лучше. Мытарь – мучитель, мытарства – мучения. В Библии мытари идут через запятую с грешниками и идолопоклонниками. Наши финансовые власти и есть настоящие мучители, грешники, это их «экономическая» программа.
Насколько серьёзно принятое решение? Может, «суровость законов умерится их неисполнением»? А вот и нет. Последствия будут ощутимыми. И хотя в регионах «эксперимента» проживает 17% населения, реально, с учётом сосредоточения финансов и бизнеса в Москве и Подмосковье, цифру надо увеличить минимум до 25%. А поскольку доходы в этих регионах выше, по стоимости это 50% от совокупных заработков страны!
Как и при пенсионной реформе, правительство не удосужилось сделать расчёты о влиянии закона на хозяйственную жизнь – это уже тенденция. Отсюда разброс цифр по самозанятым – от 15 до 30 миллионов. Так что неправы сторонники «теории заговора» – в данном случае налицо заговор лоботрясов и неучей. Похоже, правительство и депутаты не знали и не хотят знать, что происходит в стране. Учитывая, что с мест в центр идёт искажённая информация (так работает вертикаль), то даже если бы правительство захотело что-то проанализировать, ему пришлось бы перестроить сначала систему управления и мотивацию участников. Но наверху озабочены в основном собственными офшорными счетами.
Попробуем посчитать сами. У нас около 82 миллионов человек трудоспособного возраста. При этом в 2015 году налог на доходы физлиц платили 66,352 млн. человек (данные ФНС). Если добавить индивидуалов – 3 миллиона, – получится, что около 70 миллионов человек были вовсе не в тени. Очень неплохой показатель! Доля же «теневой экономики» у нас высока за счёт горстки офшорных олигархов. Но вернёмся к расчётам. Не забудем, что работают также пенсионеры (около 18 млн. чел.) – добавим их к 82 миллионам лиц трудоспособного возраста. Ещё работают некоторые подростки и дети – они точно никуда не платят (это 3 млн. чел.). Почему привожу сведения за 2015 год? Очень просто: после этого срока умнейшее правительство решило не индексировать пенсию работающим пенсионерам. И вот 6 млн. чел.(!) исчезли, ушли в тень! 30% испарились – запомним цифру.
Идиотские меры предприняли и в отношении индивидуальных предпринимателей: от них потребовали платить, даже если не работают. Несмотря на это, 63 миллиона из 103 миллионов платят. Из оставшихся – 5 млн. чел. официально безработные (Росстат). Ещё около 5 миллионов граждан вне России. Иждивенцев – прежде всего жён-домохозяек и инвалидов – до 15 миллионов. Есть те, кто живёт за счёт родственников или пассивного дохода – от собственности, финансовых активов (рантье), а также учащиеся и студенты – их 7 миллионов. 300 000 – солдаты-срочники, 700 000 человек в тюрьмах, криминальные элементы на свободе – не менее миллиона, проституток, по данным МВД, – 1,5 миллиона. Есть ещё масса содержанок (и содержанов) – не один миллион! А также бомжи, бродяги, нищие, алкоголики, наркоманы, «дно» – это миллионов пять! Есть и замкнутые сообщества (в тайге, горах и пр.). Теперь исключаем двойной, и даже тройной счёт – например, пенсионер работает и сдаёт квартиру. Всё равно не менее 25–30 млн. чел. никак не подпадают под закон о самозанятых.
Поскольку неплательщиков, как мы установили, 40 миллионов, вычитаем 25 и получаем максимум 15, куда входят 6 миллионов тайно работающих пенсионеров и несколько миллионов подростков, которые не обязаны никуда платить. Выходит, тех, кого реально может затронуть закон, всего 5 млн. чел., не более!
Предположим, что по итогам блестящей работы Налоговой службы, ЦБ и полиции выявлен миллион человек из этих пяти – это ещё будет очень хороший результат. Если каждый «отбелит» заработок на 100 000 рублей, при ставке 4% получаем аж 4 миллиарда рублей в год! Содержание участвующих в поимке ведомств – в десятки раз дороже. Вывод: никакого, даже фискального, смысла нет. Выходить из тени люди будут в связи с изменениями в организации бизнеса и технологий (как сейчас с такси). Государство должно способствовать именно этому.
С тем же, что наворотили, денег в казне убавится. Большинство находящихся в тени и не подумают из неё выходить. Уж точно шесть миллионов «спрятавшихся» пенсионеров не пойдут записываться в самозанятые. Как и работающие подростки. Как и гастарбайтеры. Оставшиеся будут изворачиваться, а бюрократы – симулировать деятельность. Но и это цветочки. Ягодки же в том, что закон даст возможность индивидуальным предпринимателям и просто занятым перейти на новый режим и не платить взносы и налоги. Про индивидуалов – так вообще прямо в законе сказано. Для остальных отыщутся «схемы». Объём выпадающих поступлений можно предугадать по масштабу «исчезновения» пенсионеров – вспомним о 30% от общего их числа. И сейчас будет не меньше с учётом, что многие уйдут в тень из-за разочарования в пенсионных перспективах.
Анализ показывает: перечисления в ПФР, другие фонды, сборы НДФЛ начнут сокращаться – государство недополучит 1–1,5 триллиона рублей в год – невероятная сумма! Правда, выпадающие плательщики потом не будут претендовать на пенсию (или будут иметь право на мизер). Но в ближайшие годы пенсионная система, медицинское и социальное страхование окажутся в банкротном состоянии. И тогда понятно, о чём циничные высказывания чиновников типа «государство вам ничего не должно», «пенсии по старости надо отменить»…
Людей готовят к тому, что пенсии надо копить самим, за медицину платить – точнее, покупать полис медицинского страхования и далее по списку. Поразительно, но закон о самозанятых прямо ведёт к этому! И «радетель» о бюджете депутат Макаров точно не может этого не знать.
Есть и другие побочные эффекты. Переход на наличные (неслучайно цена наличных резко подскочила, они на 10–15% дороже безналичных – явный признак роста неформальной экономики). Крах системы длинных денег – а они необходимы для инвестиций. Актуализация темы безработицы и прожиточного минимума. И это не полный перечень.
Становится очевиднее, что правительство расшатывает одну за другой опорные конструкции нашего хрупкого дома. Уж не говорю о политических процессах, подрыве авторитета власти, в первую очередь нашего президента, с потенциальной угрозой дестабилизации обстановки. ′