Надежда Кондакова. Любовь и смерть Марины (Мнишек): драма в двух действиях и трёх противодействиях. – М.: «Вест-Консалтинг», 2014. – 86 с. – 500 экз.
Написать в наше время историческую драму – задача не из лёгких. Но Надежда Кондакова блестяще с нею справилась. Главным образом потому, что пьеса лишь на первый взгляд относится к смутному времени, а на самом деле автора интересовал «женский характер, как таковой, наложенный на чудовищные обстоятельства конкретной судьбы...» Действительно, Мнишек обычно рассматривают как политическую фигуру (вспомним хотя бы замечательную повесть Леонида Бородина «Царица смуты»), но мало кто видел в ней обыкновенную женщину, запутавшуюся, слабую, ранимую, попытался разобраться в её переживаниях и сомнениях, решился проследить обычные человеческие рефлексии. «Уверяю вас, моя несчастная героиня, Марина Мнишек, достойна исторической памяти ничуть не меньше, чем, скажем, несчастная Мария Стюарт...» – утверждает Кондакова. По мнению автора, «ничего нет печальнее исторических штампов и веками сложившихся несправедливых репутаций». Чтобы отойти от этих штампов, Кондакова решает обойтись в драме без Минина и Пожарского, отодвигает на вторые роли Отрепьева и Тушинского вора – основное лицо здесь Марина Мнишек, и именно её глазами показана летопись смутного времени. Характерно, что главная героиня не вызывает у читателя отрицательных чувств, тут скорее жалость:
Мне двадцать восемь... Если б знать могла я,
какую цену заплачу за страшный,
слепой конец ужасной сказки этой...
Но в восемнадцать – все мы верим в сказки...
Эта драма о разбившихся вдребезги надеждах амбициозной панночки, замахнувшейся на русский трон, показывает, насколько сурово жизнь поступает с теми, кто руководствуется в своих действиях пусть и жгучими, но легковесными чувствами, а не интуицией, волей и разумом. Не созданная от природы для придворных интриг и политики, Мнишек всем сердцем верила в то, что ей удастся стать русской царицей и править огромным государством. Но по мере развития событий ей становилось понятно, что она всего лишь женщина и что за своё легкомыслие придётся заплатить самую дорогую цену.