Многие каналы ТВ транслировали выступление президента Путина на заседании Оргкомитета по подготовке празднования 75-летия Великой Победы нашего народа над фашистской Германией. Глава государства отметил, что эстафета Памяти о войне переходит уже к правнукам победителей и им продолжать поиск забытых или незамеченных в пылу сражений героев.
У юного поколения мнения о войне складываются под влиянием не столько учебников, сколько фильмов, спектаклей, телепередач и особенно – интернета, где гуляет ещё бред о «баварском пиве» и запущен новый – о шоколадках, которыми угощали солдаты вермахта русских детей. Как же эффективно использовала объявленную в перестройку свободу слова вражеская пропаганда, если редкие случаи жалости оккупантов к малышам захваченной страны стали считаться индульгенцией за гибель свыше 18 млн. мирных жителей! Тысячи детей погибли от рук палачей в белых халатах, безжалостно качавших детскую кровь для своих раненых, расчётливо кормивших обречённых детей за два дня до забора крови белыми булками и какао.
На «Ютубе» можно найти два документальных фильма с похожими названиями о судьбах детей в оккупации. В фильме «Кровь для вермахта» (БЕЛВОЕНТВ), страшную правду рассказывают чудом спасшиеся узники пересыльного концлагеря «Красный берег» под Бобруйском. Их дополняют фактами и цифрами научные сотрудники мемориала «Красный берег» и краеведы. Оказывается, немцы с полицаями окружали деревни, выхватывали из домов детей от 8 до 14 лет: «Гордитесь! Ваша кровь пойдёт великим солдатам Германии!», загоняли в лабораторию. Потом многих обессиленных, не могущих встать, оттаскивали на носилках в «утилизационные ямы». После освобождения Белоруссии при раскопках этих ям обнаружились останки 632 детей, с немецкой аккуратностью уложенных слоями.
С началом операции «Багратион» драпающие фашисты отправили обречённых детей в Германию. Их спасли советские танкисты – перекрыли железную дорогу, обезвредили охрану состава, сбили замки с вагонов… Ослабевших ребятишек танкисты выносили на руках.
А о том, как спасали от страшной участи 186 детей Полоцкого детского дома партизаны отряда им. Щорса и лётчики 105-го гвардейского авиаполка ГВФ, рассказал документальный фильм «Детская кровь для вермахта», недавно прошедший в серии «Секретная папка» на канале «Звезда».
В фильме участвовали – печально, что свидетелей событий Великой Отечественной войны остались единицы – бывший узник детского концлагеря, ныне член-корреспондент РАН Николай Махутов и единственная дожившая до наших дней пассажирка самолёта Р-5, пилотируемого Александром Мамкиным, Галина Тищенко.
«Литературная газета» не раз рассказывала об этом уникальном подвиге, совершённом в ночь на 12 апреля 1944 г. – лётчик в загоревшемся самолёте Р-5 по инструкции имел право прыгать с парашютом, он горел заживо, но смог посадить самолёт на нашей территории... Галина Петровна свидетельствует: «Мне показалось, что кто-то кидает в борт камушки. А это строчил пулемёт «мессера», и мы загорелись…» Гитлеровский пилот не мог не видеть головы малышни в открытой кабине. Но – стрелял! За сбитый «русфанер» асам платили 2 тыс. марок, в два раза больше, чем за истребитель.
…Не хотелось бы указывать творцам этого в целом хорошего и нужного фильма (сценарист Елена Бочарова) на их ошибки, но ведь если их не исправить, будет множиться дезинформация. Например в фильме утверждается, что во время войны консервировать кровь не умели. Нет, умели и мы, и немцы! Только 105-й авиаполк ГВФ перевёз более 25 тыс. кг консервированной крови на передовую! А немцы, презрев собственную расовую теорию, стали брать кровь для своих раненых у славянских детей.
Другая неправда – молодой историк объясняет, что «армия была измотана боями» и не могла организовать операцию по спасению детей… Но никто и не ждал появления армии в глубоком тылу врага! Зато полки гражданской авиации с осени 1942 г. установили «воздушный мост» между Большой землёй и партизанами, еженощно пробиваясь через линию фронта, доставляли боеприпасы, взрывчатку, оружие, газеты, листовки, а вывозили раненых и детей.
Памятник детям – узникам концлагеря
«Красный берег» в Белоруссии
И потому не нужно было командующему 1-м Прибалтийским фронтом генералу Баграмяну, готовящему операцию «Багратион», требовать личные дела лётчиков, как фантазируют авторы, чтобы выбрать среди них лейтенанта Мамкина, потому что «сирота-безотцовщина» и не пощадит своей жизни ради спасения детей. Кстати, напарник Мамкина Дмитрий Кузнецов сиротой не был, и у него самого уже росла дочка Тамара. Для гвардии лейтенанта Александра Мамкина этот «огненный рейс» был 75-м полётом в тыл. За их свершение награждён он был орденом Отечественной войны, редкой для лётчиков медалью «Партизану Великой Отечественной войны», именным оружием от партизан и был представлен 8 апреля 1944 г. – за два дня до последнего полёта – к ордену Красного Знамени.
А вот о дальнейшей печальной истории авторы фильма канала «Звезда» Министерства обороны РФ рассказать не решились… Орден пришёл в полк вскоре после смерти героя от ожогов в госпитале 17 апреля 1944 г. Но командир полка полковник Клуссон Е.Т. и штаб полка послали представление на звание Героя Советского Союза лейтенанту А. Мамкину (посмертно) только 28 июня 1944 г. В отказе свыше пояснялось, что Мамкин получил орден Красного Знамени (посмертно), а дважды за один подвиг не награждают… И сколько ни бились после войны и ветераны, и спасённые выросшие дети, и земляки его родного Репьёвского района Воронежской области – герой так и не получил звание Героя Советского Союза…
Для этого нужно, чтобы ходатайство подало либо Управление воздушным транспортом Министерства транспорта РФ, либо губернатор его родной Воронежской области или Смоленской, которая стала его последним пристанищем на земле (г. Велиж на Лидовой горе). Недавно молодёжные и общественные организации Смоленска провели массовый автопробег Смоленск–Велиж, посвящённый памяти лётчика-героя А. Мамкина, под названием «День за жизнь».
…А по поводу досадных ошибок в актуальном фильме вывод напрашивается вовсе не оригинальный. Нельзя снимать сегодня, и тем более завтра, фильмы о войне без знающих военных консультантов.
Людмила Жукова,
дочь однополчанина
А.П. Мамкина