Один из самых объективных книжных обозревателей рунета теперь – на страницах «ЛГ». Специально для наших читателей Владислав Толстов будет регулярно выбирать наиболее интересные отечественные и зарубежные новинки в жанре нон-фикшен.
Я люблю читать книги по истории разумеется, я не профессиональный историк и предпочитаю те, которые заинтересовали сюжетом или необычным взглядом автора на известные события, или просто занимательно написаны. Вот несколько книг, вышедших из печати совсем недавно.
Ведьмы из Варбойс. Хроники судебного процесса. Весьма странное и удивительное разоблачение трёх вед. – СПб.: Лимбус Пресс, 2020. – 288 с. – 1000 экз.
Дело было так. В сентябре 1592 года в английском поместье Варбойс дочери местного помещика Трокмортона, почтенного джентри, стали страдать странным недугом – они не могли есть, их настигали припадки. И каждый раз, когда это случалось, поблизости оказывалась соседка Трокмортонов, Элис Сэмуэл, которую местные звали либо мамашей Сэмуэл, либо (видимо, за сварливый нрав) «старой ведьмой». Ведьма так ведьма – Трокмортон решил, что мамаша Сэмуэл ворожит против его семьи, и подал на старушку в суд. В итоге на скамье подсудимых оказались сама мамаша Сэмуэл, её дочь Агнес и ещё одна женщина. Их обвинили в ведовстве, приговорили к смерти и казнили. А после началось самое интересное. Поскольку в местной общине не утихали слухи, что ведьмы из Варбойс никакие не ведьмы, что казнили невиновных, было решено опубликовать все материалы судебного процесса – с допросами свидетелей и потерпевших, выступлениями экспертов, перепалкой подсудимых и даже описанием самой казни (на которой Агнес Сэмуэл, поднимаясь на эшафот, громко читала молитву, но сбилась на словах «и избавь нас от лукавого» – это так поразило присутствующих, что они снова убедились – ведьма и есть). Книга вышла в Лондоне в 1593 году и только сейчас, спустя пять веков, добралась до русского читателя. А спасибо за это надо сказать Денису Хрусталёву, который не только перевёл исторический документ, но и снабдил издание познавательной статьёй о том, как во времена Шекспира в Англии охотились на ведьм. Из чего можно узнать, что варбойская история не забывалась несколько столетий; что детская одержимость (а очень может быть, что дочери помещика Трокмортона страдали эпилепсией) была чисто английским феноменом, не столько медицинским, сколько психологическим, и что в современном Варбойсе помнят своих ведьм и чтят: изображение ведьмы в конусообразной шляпе верхом на метле украшает не только шпиль местной часовой башни, но и значки варбойской школы.
Энтони Бивор. Арденнская операция 1944. Последняя авантюра Гитлера. – М.: Азбука-Аттикус, КоЛибри, 2021. – 544 с. – 4000 экз.
Британский историк Энтони Бивор в представлении не нуждается, книги его в России выходят регулярно, хотя Бивора в отечественных научных кругах принято не любить за то, что именно он пустил в оборот миф про «два миллиона изнасилованных немок». Но Бивор – талантливый военный историк, а это многое значит. Книги о войне чаще всего скучные, там сплошные схемы боевых действий, перечисления номеров дивизий, анализ боевой обстановки... Это для очень увлечённых. А я люблю книги Бивора за создание особого эффекта присутствия, когда он выстраивает повествование так, что читатель словно сам оказывается на поле боя, в военном госпитале или незримо присутствует за спинами генералов, склонившихся над картой. Тем более что Арденнская операция – эпизод, скажем так, не очень известный у нас, но крайне важный для союзников. В последние месяцы войны Гитлер собрался дать решающее сражение американцам и англичанам и двинул на них все оставшиеся танковые армии. Именно во время Арденнской операции американцы понесли самые тяжёлые потери за всю историю военных действий в Европе, а заодно напрочь рассорились с англичанами, которые, как считается, бросили американцев один на один с танковыми армадами. Как всегда у Бивора, история сражения складывается из множества отдельных эпизодов. Например, был такой Йоахим Пайпер, командир танкового батальона СС. Когда-то он воевал на Восточном фронте, проводил карательные операции против советских граждан, а в январе 1945 года отметился в так называемой трагедии в Мальмеди, которую американцы считают главным военным преступлением Второй мировой. Танкисты Пайпера расстреляли несколько десятков американских военнопленных. Самого Пайпера потом взяли в плен, судили, приговорили к смертной казни, заменили приговор на пожизненное, но в 1950-х он вышел на свободу. Спокойно уехал во Францию и жил там тихо. В 1976 году Пайпера опознал один из бывших членов французского Сопротивления. Ночью дом Пайпера забросали бутылками с зажигательной смесью, отставной эсэсовец сгорел заживо, повторив судьбу советских крестьян, которых его батальон сжигал в России. Отличная книга.
Барри Штраус. Десять цезарей. – М.: Олимп-бизнес, 2021. – 480 с.
«Жизнь двенадцати Цезарей» Гая Светония Транквилла в школе все, наверное, читали, а вот книги Барри Штрауса у нас стали издавать относительно недавно – в прошлом году вышла «Смерть Цезаря» (в переводе Н. Фаликовой), а недавно появилось продолжение – «Десять цезарей». На русский язык книгу перевела Е. Тихонова. Штраус чем интересен: о государственных деятелях античной истории (книгу составили очерки о правлении Августа, Тиберия, Нерона, Веспасиана, Траяна, Адриана, Марка Аврелия, Септимия Севера, Диоклетиана и Константина) он пишет без суховатой академичности, как если бы речь шла о ком-то из нынешних политиков: «Современный автор пишет, что Траян выглядел тугодумом, а потому считался честным. Выражение его лица на некоторых статуях довольно скучное, но человек, изображённый на монетах, кажется не менее хитроумным, чем другие императоры». Барри Штраус довольно ловко раскладывает семейные, социальные и религиозные обстоятельства возвышения цезарей: вот такие тогда царили нравы, вот такие были предрассудки, вот один нехороший человек, дорвавшись до власти, умертвил своих потенциальных наследников, после чего его дальние родственники не могли себя чувствовать в безопасности, и им пришлось поступить вот таким образом. Система выборной демократии в Древнем Риме временами давала сбой – и к трону прорывался какой-нибудь Нерон, которого Штраус называет «массовиком-затейником». В общем, это хорошая книга, написанная для людей, прочитавших немало трудов по античной истории: у Штрауса они обнаружат некую новую, неожиданную интонацию.
Ульрике Мозер. Чахотка. Другая история немецкого общества. – М.: Новое литературное обозрение, 2021. – 288 с. – (Культура повседневности.)
Редкий случай, когда предметом исторического исследования становится не какая-нибудь социальная группа или профессиональное сообщество, а болезнь. Туберкулёз, или чахотка, за последние триста лет пережил самые разнообразные социально-политические трансформации. Когда-то он считался болезнью аристократической, романтические девушки завидовали подругам, отмеченным мертвенной бледностью. После, во времена промышленной революции, чахотка превратилась в болезнь социальных низов, теперь уже обитатели трущоб кашляли кровью, демонстрируя своё униженное положение. Нацисты причислили их к группе «общественно неполноценных», наряду с «полными идиотами, слабоумными, тунеядцами, бродягами, нищими, бездомными, пьяницами, проститутками, душевнобольными, деклассированными элементами, преступниками». А в Советском Союзе для лёгочных больных строили санатории и пансионаты. Очень живой и занимательный, несмотря на тему, очерк о том, как менялось восприятие туберкулёза на протяжении нескольких эпох. И то сказать: отношение к болезни в обществе чаще всего говорит не о болезни, а о самом обществе. Книга вышла в переводе А. Кукеса.