В Смоленском государственном академическом театре драмы имени А.С. Грибоедова 242-й сезон с большим успехом завершила премьерная постановка Алины Сорокиной по мотивам одноактных пьес Аркадия Аверченко «Любовь! Любовь?! Любовь…», объединившая магией чувств несколько эксцентрично-комедийных коллизий в декорациях начала XX века. В «котле страстей» варятся разные темпераменты и характеры, перемешиваемые своенравной судьбой. Ключевой музыкальной «приправой› становится инструментальная вариация «Хабанеры» из оперы Жоржа Бизе «Кармен» в разных аранжировках.
Вот влюблённые парочки фланируют по городу, охотно позируя для городского фотохроникёра (Александр Барковский) и бросая якорь в летнем кафе. За столиками супруги могут излить друг другу души, а незамужние-неженатые – духовно сблизиться. Причём оба действия спектакля начинаются с одной и той же колоритной пары (Александр Кащаев и Виктория Клевцова-Абакумова), но с разницей в полгода встреч. Вот пылкий воздыхатель шепчет жаркие признания жеманной красавице, а вот, сняв с носа розовые очки и разглядев натуру избранницы, трясётся от гнева из-за её безбашенных поступков – перед нами весь конфетно-букетный период с причудливым финалом в... зале суда.
Тут и супружеская чета (заслуженный артист РФ Сергей Тюмин и Вера Дуплий), пытающаяся устроить в браке «выходные дни», и зарегистрированный загсом союз «небесного» с «земным» (Александр Кокшаров и Ольга Фёдорова), и наивные влюблённые, разлучаемые по оговору (Андрей Мищенко и Людмила Моткина)... Картина маслом, и каждый мазок – сочный, органичный и психологически оправданный, сопровождаемый отдельной музыкальной темой: пересуды дам о кавалерах и наоборот – кавалеров о дамах, сплав наивности и расчёта, грустное в оправе смешного.
Чувство юмора и ироничность Аркадия Аверченко в замечательных пьесах о человеческих слабостях и пороках никого не могут оставить равнодушным. Удивительно, как герои нашли друг друга, будто в мозаике эмоционального неадеквата – идеально подобранные фрагменты! Колоритные «второстепенные» истории любви, демонстрирующие её многоликость, подчёркивают «главный» сюжет, но без слов (!) – искренний и светлый, увенчивающийся крепкими семейными отношениями.
Между водоворотами раздоров скромные и обаятельные парень с девушкой (Илья Комаров и Ксения Павлова) знакомятся, встречаются, женятся, воодушевляя: всё-таки бывают нормальные «голубки´», о которых, правда, нет пьес, потому что в основе драматургии – конфликт. А эти, бесконфликтные, живут себе тихой и счастливой жизнью, посмеиваясь над искусственными столкновениями интересов.
И когда в конце спектакля счастливчики появляются с детской коляской, а вездесущий фотограф предпринимает попытку запечатлеть их для истории, «амура» со старинным аппаратом «Крокус» неожиданно осеняет, и он разворачивает объектив на зрителей. Выбор способа достижения радости – за ними.
Актёрский ансамбль сыграл гамму чувств на одном дыхании и без единой фальшивой ноты. Впрочем, и в речах реальных «неровно дышащих» иногда проскальзывает фальшь, другое дело – мастерство её маскировки. В спектакле «Любовь! Любовь?! Любовь...» царила гармония: веришь каждому произносимому слову, сюжетному повороту и танцевальному па.
Достойны упоминания с отдельными словами благодарности Елена Егорова – за хореографию, Светлана Архипова – за декорации и костюмы, Сергей Хандрык – за музыкальное оформление. Режиссёрское воплощение удачной задумки делает честь талантливой Алине Сорокиной, «воспламенившей» искрой божьей весь постановочный коллектив и... зрительный зал, устроивший овацию.
Снова увидеть спектакль смоляне и гости города смогут 21 сентября, а в начале октября его покажут в Ростове-на-Дону в рамках Всероссийского фестиваля «Русская комедия». С 26 сентября по 3 октября на главной областной сцене Смоленска, благодаря президентскому гранту и стараниями директора театра Людмилы Судовской, пройдёт Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег», который представит лучшие постановки победителей и лауреатов прошлых лет. А ещё в сентябре здесь запланированы гастроли Владимирского академического областного театра драмы... Как там у Аверченко, «не стыдно ль спать, когда цвет русской интеллигенции бодрствует?»! Курс – на жизнеутверждение.
Виктор Иванов