Самые ранние экспонаты относятся к культуре Филиа (2500–2300 до н.э.): краснолощёные гончарные сосуды – круглодонный кувшинчик и полусферическая чаша. Скульптура появляется в эпоху архаики, становясь неотъемлемой частью местных священных культов – всего обнаружено более 300 святилищ. К шедеврам пластики этого периода принадлежат монументальная голова бога «Аполлон из Навкратиса» и подвесная плита с фигурой Афродиты-Астарты. Некоторые ценные скульптуры и терракоты из раскопок в Идалионе, Лимнити, Китионе – редкие изображения самих богов и адоранты (обожатель, поклонник). Ставились такие фигурки-обращения к богу с молитвой или даром в святилище, замещая собой реального просителя. Особенным видом адорантов можно считать музыкантов, играющих на двойных флейтах-авлосах, лирах и тамбуринах. Что за музыка тогда звучала, нам не дано узнать, но то, что древние киприоты её любили, безусловно, близко и нам.
Изобразительное искусство представлено не менее весомо, поскольку здесь участвуют 30 произведений из собраний ГМИИ, ГТГ, ГРМ, парижских Лувра, Орсе, Центра им. Жоржа Помпиду, Центра искусств королевы Софии (Мадрид), Галереи Старых мастеров (Дрезден). Концепция выставки определена присутствием в той или иной работе музыкального инструмента или музицирующих и поющих людей.
Вдоль стен, не мешая друг другу, очень самостоятельно смотрятся: барочное полотно «Женщина с виолой да Гамба» (1640) Бернардо Строцци, салонные «Песни весны» (1876) Арнольда Бёклина и «Состязание певцов» (1810-е) Генриха Делинга по немецкой средневековой легенде о Тангейзере; романтические «Портрет княгини Марии Кочубей» Кристины Робертсон, «Гитарист» (1832) Василия Тропинина, «Портрет Надежды Жданович за фортепиано» (1849) Павла Федотова; реализм Камиля Коро в «Гайдэ. Молодая женщина в греческом костюме» (1872), символистская вещица «Гесиод и Муза» (1891) Гюстава Моро, впечатлённого древнегреческой поэмой «Теогония»; шаржевая композиция «В консерватории» (1902) Джеймса Энсора, импрессионистический эскиз к оратории центрального панно «Вечное лето» (1905) Мориса Дени, кубистическая «Скрипка» (1912) Пабло Пикассо, выполненный в духе барокко бронзовый «Гений танца» Жанна Батиста Карпо, крупнофигурная модернистская «Репетиция» (1936) Мари Лорансен, сюрреалистический «Портрет Игоря Стравинского» (1974) Эрро, экспрессионистический натюрморт Сальвадора Дали «Кровать и две тумбочки, жестоко атакующие виолончель» (1983)…
Завершает экспозицию большое полотно «Играет Святослав Рихтер» (1985) Дмитрия Жилинского, запечатлевшего пианиста за роялем в Итальянском дворике Пушкинского музея – словно и сейчас его музыка звучит в прекрасных залах на Волхонке…
Экспозиция построена по хронологическому принципу. Самые ранние экспонаты относятся ко второй половине XVI в., периоду расцвета «карандашного портрета» – рисунки Анонима Лекюрье и Пьера Дюмустье-дяди. При королях Франциске I и Генрихе II итальянские мастера украшали замок Фонтенбло, а вместе с итальянцами работали и французские художники, получившие возможность поучиться у носителей высокого стиля. Так появились знаменитая «школа Фонтенбло» – Мастер Флоры, Антуан Карон, Жан Кузен-младший. Представлены также работы маньеристического стиля «второй школы Фонтенбло» – Амбруаза Дюбуа, Жака Белланжа и Жака Калло. Влияние Италии прослеживается и в работах Никола Пуссена, и в «идеальных пейзажах» Клода Лоррена. Классицизм как господствующая тенденция во Франции середины XVII в. характерен большим влиянием на французских художников других национальных школ и представлен работами Лесюера, Стелла, Лорана де Ла Ира. А в начале XVIII в. появляются наилучшие примеры лёгкого стиля рококо: две сангины Клода Жилло (учителя Антуана Ватто) из серии «Жизнь сатиров», рисунки Ватто сангиной или «в три карандаша» (сангина, чёрный и белый мел), блестящие творения Франсуа Буше, сангинные этюды женских головок Жана Батиста Грёза.
В постоянной экспозиции ГМИИ, залах искусства Франции XVII–XIX вв. помещены рядом живописные (из ГМИИ) и графические (из Альбертины) работы некоторых мастеров. В их числе: подготовительный этюд и живописная композиция «Венера у Вулкана» Шарля Жозефа Натуара, а также две версии одного сюжета – картина маслом «Шарманщица» («Савоярка») и акварель из Альбертины «Девушка с сурком», выполненные выдающимся мастером эпохи Жаном Оноре Фрагонаром (можно увидеть и несколько его виртуозных рисунков кистью с размывкой).
Искусство XIX в. в его «классической» линии представляют Жан Огюст Доминик Энгр (двумя карандашными портретами), лидер романтического движения Эжен Делакруа (две работы – иллюстрация к шекспировскому «Гамлету» и пейзажная акварель), пейзажист Камиль Коро (два различных по стилю рисунка раннего и позднего периодов творчества), Оноре Домье («Портрет девушки», 1830 г., один из самых ранних его рисунков), реалист Франсуа Милле своими работами завершает экспозицию.
Обе эти выставки ждут посетителей до 15 февраля 2015 г.