Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 июня 2024 г.
  4. № 25 (6939) (26.06.2024)
Литература Авторская рубрика

Цветные буквы

28 июня 2024

Я вообще не могу запомнить ничей телефонный номер. А кто-то легко воспроизведёт много номеров по памяти. Некоторые это делают из-за цвета.

Кто-то просто запоминает их по цветовому коду, который возникает у них в голове. (Но этот же код всё равно надо держать в уме?)

Где-то однажды прочитал: «Я могу запомнить не только цифры, но и цветовой ряд, который вспыхивает для меня, когда я вижу этот порядок цифр».

Причём если на слух – то это почти не работает: номер телефона надо увидеть на листке или на экране компьютера.

Некоторые идут ещё дальше: для кого-то слово «апрель» белое (какой же он белый, когда он серый и синий?), а буква «к» кажется им хрустящей или холодной.

Вот опять кто-то пишет: «Буква «п» мне кажется необъяснимо пухлой, воздушной и мягкой». (Тоже мне, нашли зефир. Недословесный зефир, недоморфемная пастила.)

А кто-то ушёл совсем далеко по этой дороге. Им даже само слово «дорога» кажется слишком твёрдым, чтобы жевать. А вот «облако» можно жевать – это слово сырое, холодное.

(Вспыхивают слова в голове, переливаются: холодные, твёрдые, синие.)

Хороший, сформулированный одним синестетиком образ: такие люди, они как смартфоны новой модели, брошенные в ящик, где кнопочные телефоны: слишком тонкие, слишком хрупкие, плохо держат заряд. Покраснел шкалой батареи – и хлоп в электронный обморок. Ищи зарядку, втыкай в обессилевший аппарат, через несколько минут забрезжит сознание, зажжётся экран: глотает жадно, горемыка, свой переменный ток.

Накормили его через шланг (а кажется, что прямо с ложечки) – вроде пришёл в себя, болезный, окреп. Но всё это ненадолго.

...А кому-то вообще снится несуществующий цвет.

Ну нет его такого в природе.

Этот цвет не про цвет, а про плотность, про квантовые его составляющие частицы, про температуру и звук.

Цвет 36 и 6, цвет forte-fortissimo, цвет piano.

(Как говорила моя прабабушка: «Каждый сходит с ума по-своему».)

Классическое стихотворение Артюра Рембо. «Гласные».

Чёрный – А, белый – Е, красный – И, У – зелёный,

Синий – О. Как они появились на свет?

А – из полчища мух, что, как чёрный корсет,

Облепили отбросы в канаве зловонной,

Из лагун темноты; Е – туманный рассвет,

Свежесть горных вершин и холстов побелённых;

И – кровавый пузырь на губах исступлённых,

Покаянье похмельное, яростный бред.

У – морей бирюза, их божественный рокот,

Пастбищ знойный покой, в травах скошенных стрёкот

И алхимика лоб, что мерцает в ночи;

О – небес кларион, полный звуков нездешних,

Тишина в мире ангелов, в далях безбрежных;

О – Омега, очей голубые лучи!


Поди проверь – так ли он действительно видел эти звуки и буквы. Вот, например, «о» – там возникнет вдруг кларион. А где Рембо мог его слышать? S-образный инструмент, похожий на современную трубу, но имеющий меньшее расширение и более толстые стенки и тяжёлый мундштук (читаю), впервые появился в XIV веке. А потом, наверное, уже вышел из употребления. Хотя в тексте именно он: O, suprême Clairon plein des strideurs étranges. Впрочем, может, Рембо имел в виду просто условный медный духовой инструмент?

А если ему показать наше «щ»?

Ах да. «Щ» – это ж согласный.


Тэги: Четвертое дыхание
Обсудить в группе Telegram

Дмитрий Воденников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ненайденный клад

    03.10.2024
  • Высота лебедя

    30.03.2024
  • Человека забыли

    01.03.2024
  • Человека забыли

  • Высота лебедя

  • Ненайденный клад

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS